Мотивация в коррупции:
материальная заинтересованность;
оказание давления на ответственных исполнителей заинтересованными лицами.
Предложения:
отработка жестко регламентированной процедуры принятия коллегиальных решений по выбору поставщика, определению цен закупок, выбору направления финансовых потоков;
проведение службой экономической безопасности анализа возможных точек давления, оперативных мероприятий по исключению давления.
При расследовании теневых операций выяснилось, что «криминальным ядром» является, как правило, инженерно-технический персонал или административный работник из структуры ОАО.
Предлагается отстранить инженерно-технический персонал от работы с товарно-материальными ценностями (ТМЦ) и существенно сократить административный персонал.
При обсуждении проблем инноваций — программ стабилизации, реструктуризации и т.д. — выясняется также отсутствие инвестиций и квалифицированных кадров для реализации программ.
Для решения перечисленных проблем необходимо:
изменить структуру предприятия — выделить центры финансовой ответственности (ЦФО) или центры материальной ответственности (ЦМО), созданные на базе производственных бригад, для выпуска конечной продукции.
Директор ЦФО совместно с производственными бригадирами отвечает за следующие параметры производства:
1) нормы расхода материалов и иных ресурсов, находящихся в ведении директора ЦФО;
2) качество выпускаемой продукции;
3) технику безопасности на производстве;
4) отчетность по вышеперечисленным ресурсам;
5) своевременное оформление заявок на ресурсы;
6) выполнение плана при полном обеспечении ресурсами. Все остальные службы (подразделения) завода передать в соответствующие департаменты, которые предоставляют свои услуги заводу. Ответственность за бухучет возложить на бухгалтерию, за подготовку производства — на отдел главного технолога, обеспечение материалами и полуфабрикатами — на производственно-диспетчерский отдел (ПДО) и т.д.
При этом, например, ПДО получает в свое ведение все складское хозяйство, весь заводской транспорт, т.е., предоставляя заводу-бригаде давальческое сырье, получает готовую продукцию.
Служба главного инженера предоставляет работающее оборудование (отремонтированное, модернизированное, новое по планам подготовки производства) и получает оплату своего труда за единицу времени работающего оборудования.
Весь технический персонал переводится в инновационный отдел и работает над внедрением — передачей в производство новых изделий на незадействованном, новом или работающем оборудовании.
Бухгалтерия полностью отвечает за весь бухучет на всех уровнях.
Таким образом, достигаются следующие цели:
четкое разграничение полномочий резко уменьшает путаницу при расследовании теневых операций;
ликвидация дефицита высококвалифицированных специалистов;
улучшение морального состояния коллектива за счет самореализации и законченности закрепленной работы;
снижение дефицита средств для новаций, так как фонды оплаты труда ИТР уже существуют;
упрощение отчетности;
сокращение численности персонала за счет исключения дублирования выполняемых функций;
повышение квалификации за счет «концентрации мозгов»;
планирование подготовки кадров.
Внедрение данной системы потребует тщательной проработки, агитации и формирования мотивации.
Целесообразна отработка системы на пионерном объекте с созданием специальной группы с подключением социологов, психологов, средств массовой информации и специалистов по новым видам деятельности и т.д.
Одним из способов финансирования для данной проблемы является продажа (переуступка) дебиторской задолженности УВД области в счет погашения долгов перед бюджетом субъекта Федерации.
Основные трудности при внедрении проекта:
психологический фактор;
активное сопротивление со стороны работающих;
финансирование программы;
подбор высококвалифицированных кадров.
Для выполнения намеченных мероприятий необходимо привлечение дополнительных трудовых и материальных ресурсов по следующим направлениям:
1) структурные преобразования, которые должны уменьшить вероятность возникновения теневых операций;
2) совершенствование системы контроля по повышению вероятности выявления теневых операций;
3) усиление работы юридической службы с целью повышения возмещения нанесенного ущерба.
Ближайшей задачей являются также: создание группы оперативно-аналитической деятельности в службе экономической безопасности; принятие мер по выявленным фактам нарушения; создание целевой группы по разработке антикоррупционных мероприятий.
По каждой инновационной фирме перечень может быть дополнен с учетом отраслевой и другой специфики. Работу выполняет группа экспертов при участии двух представителей предприятия, одного представителя Министерства экономики, возможно участие одного представителя местных органов.
Алгоритм оценки:
1) разрабатывается полный перечень возможных рисков (включая отраслевые) проекта реформирования;
2) экспертная комиссия дает оценку рисков по степени угрозы и т.д.
Методы управления рисками можно разделить на четыре основные группы (рис. 7.4):
компенсации рисков;
распределения рисков;
локализации рисков;
уклонения от рисков.
Каждое предприятие вырабатывает рекомендации по компенсирующим мерам, снижающим инвестиционные риски. В числе таких мер следует выделить: систематический финансово-экономический анализ (ежедневный и еженедельный мониторинг); введение соответствующей системы управленческого учета; обучение Руководителей и специалистов предприятия; рейтинговую оценку Деятельности структурных единиц. Но главным фактором снижения инвестиционных рисков и повышения инвестиционной привлекательности предприятия является комплексно проработанный лан реформирования и реструктуризации в совокупности с механизмом его реализации, контроля и корректировки.

1. Какова роль патентов в инновационной деятельности?
2. Что собой представляет лицензирование?
З. На какие виды подразделяются лицензии?
4. Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом Рф?
5. Раскройте сущность авторского права.
б. Перечислите основные типы защиты интеллектуальной собственности.
7. Расскажите, на какие категории подразделяются риски для решения вопросов управления.
8. Какие существуют способы создания малых предприятий в инновационной сфере?
9. Каков порядок создания и регистрации коммерческой организации?
10. По каким факторам осуществляется классификация рисков?
|