≈диный центр дистанционного образовани€. Ёкономика и развитие предпри€ти€

«аочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
 арта сайта |  онтакты | √лавна€ |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
“»ѕќЋќ√»я Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
Ќј”„Ќџ≈ ќ—Ќќ¬џ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј  
“≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–≈ƒ≈Ћџ » –ј«–џ¬џ  
ƒ»‘‘”«»я Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
ѕќЌя“»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… —“–ј“≈√»»  
»ЌЌќ¬ј÷»» » ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ќ  
‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќџ… јЌјЋ»« ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»  
ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ќ » Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈  
 ќЌ÷≈ѕ“”јЋ№Ќќ≈ ќЅќ—Ќќ¬јЌ»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ –≈Ў≈Ќ»… ¬ ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»  
 –»¬јя ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬≈ЌЌџ’ ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“≈… ќЅў≈—“¬ј » “≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ” Ћјƒџ  
–ќЋ№ —‘≈–џ Ќ»ќ – ¬ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… Ё ќЌќћ» ≈  
ƒ¬»∆”ў»≈ —»Ћџ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ√ќ Ё ќЌќћ»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
ѕќ ј«ј“≈Ћ» Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я «ј–”Ѕ≈∆Ќџ’ —“–јЌ  
Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »… ѕ–ќ√–≈—— » Ё ќЌќћ»„≈— »… –ќ—“  
ћодель ‘. јгийона и ѕ. ’оувитта  
 ритика моделей эндогенного роста и пути их совершенствовани€  
‘ј “ќ–џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » –ј«¬»“»я –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— »≈ ћќƒ≈Ћ» –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… » Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ… ѕ–ќƒ” ÷»»  
ћ≈“ќƒќЋќ√»я ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » ¬»ƒџ ћј –ќ»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»…  
ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— јя —“–ј“≈√»я »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ –ј«¬»“»я  
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ ѕ–»ќ–»“≈“џ »  –»“»„≈— »≈ “≈’ЌќЋќ√»»  
÷≈Ћ№ » ѕ–»ќ–»“≈“џ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я –ќ——»»  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ »Ќ—“–”ћ≈Ќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ѕќЋ»“» »  
ѕр€мое государственное финансирование Ќ»ќ – и инновационной де€тельности в промышленности  
ќценка эффективности бюджетных расходов на Ќ»ќ –  
Ќалоговое стимулирование  
“рансфер технологий  
—оздание инновационной среды  
–еструктуризаци€ сферы Ќ»ќ –  
ћежгосударственные программы «ападной ≈вропы  
—ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ÷≈Ћ» » «јƒј„» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я –≈√»ќЌјЋ№Ќџ’ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»…  
‘ќ–ћџ » ћ≈“ќƒџ –≈јЋ»«ј÷»» —“–ј“≈√»» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
Ќј”„Ќџ≈ (»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈) ѕј– »  
»Ќ ”Ѕј“ќ–џ ћјЋќ√ќ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј  
Ќј” ќ√–јƒџ, Ќј”„Ќџ≈ ѕј– » » »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ÷≈Ќ“–џ –ќ——»»  
ќ—ќЅџ≈ Ё ќЌќћ»„≈— »≈ «ќЌџ  
‘ј “ќ–џ √≈Ќ≈–ј÷»» Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… ¬ ќ–√јЌ»«ј÷»»  
ќ–√јЌ»«ј÷»я »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»  
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»… ѕ–≈ƒѕ–»я“»…  
ƒетерминанты инновационного развити€  
—тратегии групповых производственно-экономических систем  
“ипологи€ стратегий  
ѕортфель инновационных стратегий  
—тратегии научно-технической де€тельности  
—в€зь затрат на Ќ»ќ – и результатов экономической де€тельности корпораций  
Ёволюци€ подходов к организации и управлению корпоративными Ќ»ќ –  
ћеждународные технологические аль€нсы как элемент стратегии корпораций в услови€х углублени€ глобализации  
„≈Ћќ¬≈„≈— »… ‘ј “ќ– ¬ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… —“–ј“≈√»» ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ…  ќћѕјЌ»»  
»Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ… » »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ… јЌјЋ»«  
ѕќЌя“»≈ ќ ƒ»— ќЌ“»–ќ¬јЌ»»  
ѕ–»Ќ÷»ѕџ ќ÷≈Ќ » »Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ’ ѕ–ќ≈ “ќ¬  
ѕоказатели оценки инвестиций  
ќпределение ставки дисконтировани€  
‘ормирование денежного потока инвестиционного проекта  
Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ‘”Ќ ÷»» ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ  јѕ»“јЋј  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –»— ќ¬ќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я  
ѕ–»ќ–»“≈“џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќƒ’ќƒџ   —Ќ»∆≈Ќ»ё »Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ’ –»— ќ¬  
—нижение рисков в процессе выбора организационных форм осуществлени€ венчурных инвестиций  
—нижение рисков в процессе отбора предпринимательских проектов  
—нижение рисков в процессе осуществлени€ инновационных проектов  
»—“ќ„Ќ» » ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ  јѕ»“јЋј  
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј  
¬ј∆Ќ≈…Ў»≈ ѕќЌя“»я » ћ≈“ќƒџ ќ÷≈Ќ » –»— ќ¬џ’ »Ќ¬≈—“»÷»…  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я ¬ –ќ——»»  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я ¬ –ќ——»»  
Ќќ¬јя –ќЋ№ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
»—“ќ–»„≈— »≈ ѕ–≈ƒѕќ—џЋ » –ј«¬»“»я –џЌ ј »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“», “≈’ЌќЋќ√»„≈— јя –≈Ќ“ј  
¬»ƒџ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ‘ќ–ћџ ѕ≈–≈ƒј„» “≈’ЌќЋќ√»…  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ¬»ƒџ Ћ»÷≈Ќ«»ќЌЌџ’ ѕЋј“≈∆≈… » –ј—„≈“ ÷≈Ќџ Ћ»÷≈Ќ«»»  
‘–јЌ„ј…«»Ќ√  
ќ÷≈Ќ ј Ќ≈ћј“≈–»јЋ№Ќџ’ ј “»¬ќ¬  
Ѕќ–№Ѕј — Ќј–”Ў≈Ќ»≈ћ ѕ–ј¬ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
ћ»–ќ¬ќ… ќѕџ“ ќ’–јЌџ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
–џЌќ  »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“» ¬ –ќ——»»  
Ё¬ќЋё÷»я ѕќƒ’ќƒќ¬   “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќћ” ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё ¬ Ё ќЌќћ» ≈  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЌя“»я “≈ќ–»» » ћ≈“ќƒџ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»я  
ќ—Ќќ¬џ ћ≈“ќƒќЋќ√»» "‘ќ–—ј…“"  
ћ»–ќ¬џ≈ ѕ–ќ√Ќќ«џ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
»нформационные технологии  
Ѕиотехнологии  
Ќовые материалы  
«ащита окружающей среды  
Ёнергетика  
ќсвоение космического пространства  
Ќанотехнологии  
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћј– ≈“»Ќ√ј »ЌЌќ¬ј÷»…  
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћј– ≈“»Ќ√ј ¬ —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќџ’ ( ќЌ“–ј “Ќџ’) Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»я’  
ћј– ≈“»Ќ√ “≈’ЌќЋќ√»„≈— »’ Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…, —ќ«ƒјЌЌџ’ Ќј ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬≈  
ћј– ≈“»Ќ√ ѕ≈–≈ƒј„» “≈’ЌќЋќ√»… ¬ –јћ ј’ ¬≈–“» јЋ№Ќќ… »Ќ“≈√–ј÷»»  
ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»…, »Ќ»÷»»–ќ¬јЌЌџ’ ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ≈ћ  
ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»… » —“–ј“≈√»» ¬ ”—Ћќ¬»я’  ќЌ¬≈–—»» Ќ»ќ –  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»

ѕартнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ёј при прин€тии ”–

 
 
 
 
 
 
 
 

Ёкономика машиностроительного предпри€ти€

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ћ≈“ќƒќЋќ√»я ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » ¬»ƒџ ћј –ќ»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»…

‘ормирование макроинновационных стратегий предполагает учет различных аспектов государственного управлени€ инноваци€ми. ¬ качестве таких аспектов могут быть рассмотрены следующие, учи­тывающие:

Х   диапазон охвата государством научно-технических сфер и

направлений инновационной де€тельности;

Х   характер перемещени€ технологий;

Х   характер генерации идей;

Х   характер поддержки инновационных процессов.

ќбща€ типологи€ предлагаемых макроинновационных страте­гий приведена на рис. 4.1.

Ќиже предлагаетс€ механизм учета аспектов формировани€ макроинновационных стратегий, а также соответствующа€ систе­ма этих стратегий. —тратегии построены с учетом необходимости обеспечени€ макроинновационной безопасности и реализации го­сударственных научно-технических приоритетов.

ƒиапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной де€тельности.  ак правило, дан­ный классификационный признак предполагает выделение двух стратегий Ч всеобщей и селективной. ѕо нашему мнению, такой подход сильно сужает множество возможных стратегий, что упро­щает задачи управлени€.

–ассматриваемый диапазон может быть различным и определ€­етс€ следующими основными факторами: развитостью государ­ственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развити€ рынка нововведений.

ƒва первых фактора определ€ют возможности государства воз­действовать на научно-техническое развитие экономики. „ем масштабнее государственный сектор Ќ»ќ –, тем в большем коли­честве научно-технических областей исследовани€ и разработки могут осуществл€тьс€ под патронированием государства.

¬ табл. 4.3 приведены возможные макроинновационные страте­гии дл€ различных сочетаний состо€ний указанных факторов.

—тратеги€ стадийного разделени€. ƒанна€ стратеги€ форми­руетс€ при высоких значени€х всех факторов из числа перечислен­ных. ¬ этой ситуации усили€ государства и предпри€тий раздел€­ютс€ по отдельным стади€м инновационного процесса Ч государ­ство берет на себ€ фундаментальные исследовани€, а также пер­спективные прикладные, основна€ же часть прикладных исследо­ваний, опытно-конструкторских работ, подготовка производства и т.д. Ч прерогатива ассоциативно-корпоративного и микроуровней. ¬ысокий уровень развити€ рынка нововведений не предполагает серьезных усилий государства в сфере внедрени€ нововведений.

—тратеги€ стадийного стимулировани€. ”слови€ формирова­ни€ данной стратегии отличаютс€ от рассмотренных условий пре­дыдущей стратегии отсутствием развитого рынка нововведений. ¬ этой ситуации государство распростран€ет свои усили€ на сферу внедрени€ нововведений, а также на отдельные стадии исследова­тельского процесса, рыночный спрос на результаты которых не­достаточен. ѕредполагаетс€ использование не только и не столько административных мер, сколько стимулирующего воздействи€ на потребителей новшеств.

—тратеги€ стадийной экспансии. ƒанную стратегию целесо­образно использовать в услови€х неразвитого сектора фирменной науки. √осударство вынуждено вз€ть на себ€ проведение исследований и разработок практически по всем стади€м цикла Ќ»ќ –. ѕоскольку рынок нововведений развит достаточно хорошо, госу­дарство не распростран€ет свои усили€ на стадию внедрени€.

—тратеги€ вынужденного сопровождени€. ¬ дополнение к функци€м государства при использовании рассмотренной выше стратегии в данной предполагаетс€ его интенсивна€ де€тельность в сфере внедрени€ вследствие неразвитости рынка нововведений (в совокупности с аналогичным состо€нием фирменной науки).

—тратеги€ передачи инициативы. ƒанна€ и последующие три стратегии формируютс€ в услови€х острой нехватки средств госу­дарственного бюджета, направл€емых на финансирование разви­ти€ науки и техники. –ассматриваема€ стратеги€ соответствует услови€м высокого уровн€ развити€ фирменной науки и рынка нововведений. √осударство в этом случае вынуждено передать часть своих полномочий на фирменный уровень. √осударственные научно-технические организации с целью сохранени€ своего су­ществовани€ вынуждены переключитьс€ на удовлетворение непо­средственно рыночных потребностей.

—тратеги€ селективных стимулов предполагает создание мо­тиваций у потребителей новшеств с целью усилени€ заинтересо­ванности в их внедрении, причем речь идет о нововведени€х, соз­данных как в государственном, так и в негосударственном секто­рах. Ќо поскольку у государства нет средств, чтобы напр€мую финансировать внедрение нововведений, мотивации €вл€ютс€ в основном косвенными и ориентированными на наиболее важные области науки и техники.

—тратеги€ рыночного оппортунизма примен€етс€ в услови€х неразвитости сектора фирменной науки, но при наличии емкого рынка нововведений. ¬ данном случае государство ориентирует свой научно-технический сектор на рыночный спрос с целью соз­дани€ финансовых резервов дл€ финансировани€ фундаменталь­ных исследований, а также создает косвенные стимулы дл€ разви­ти€ фирменной науки.

—тратеги€ центробежной трансформации. ”слови€ форми­ровани€ данной стратегии примерно соответствуют современным российским реали€м: наличие развитого сектора государственных Ќ»ќ –, отсутствие денег на его содержание, низкие уровни раз­вити€ фирменной науки в целом и рынка нововведений. ¬ дан­ном случае государство должно создать стимулы дл€ их развити€, трансформации государственных научно-технических организаций и наращивани€ децентрализованного потенциала Ќ»ќ –.

—тратеги€ целевого патронировани€. ƒанна€ и последующие семь стратегий формируютс€ в услови€х низкого уровн€ развити€ государственного сектора науки.

–ассматриваема€ стратеги€ характеризуетс€ наличием средств государственного бюджета, высоким уровнем развити€ фирменной науки и рынка нововведений. ¬ данном случае государство осуще­ствл€ет финансирование исследований по приоритетным направ­лени€м, которые провод€тс€ негосударственными организаци€ми. √лавна€ задача государства Ч правильно определить научно-технические приоритеты.

—тратеги€ конечного патронировани€. ¬ данной ситуации в отличие от предыдущей рынок нововведений развит недостаточ­но. ѕоэтому государство не только финансирует, но и "сопровождает" нововведение до начала внедрени€ и стимулирует его даль­нейшую диффузию.

—тратеги€ стадийной генерации. ”слови€ применени€ этой стратегии характеризуютс€ практически полным отсутствием на­учно-технической сферы как в государственном, так и в негосу­дарственном секторах, но наличием развитого рынка нововведе­ний. ¬озникает естественна€ задача создани€ научно-технического сектора (при наличии в данном случае дл€ этого средств государ­ственного бюджета). ѕоскольку сразу создать развитый научно-технический сектор, функционирующий во многих стади€х про­цесса Ќ»ќ –, затруднительно, необходимо начинать с отдельных рыночно ориентированных его стадий.

—тратеги€ преодолени€ кризиса. ¬ отличие от предыдущего случа€ положение в данном варианте усугубл€етс€ отсутствием рынка нововведений. ≈го можно охарактеризовать как кризис. ¬озможность преодолени€ кризиса заложена в наличии централи­зованных источников финансировани€. —тратеги€ заключаетс€ в направлении этих средств на цели развити€ рынка нововведений, становлени€ научно-технической сферы.

—тратеги€ селективной корректировки. √осударство практи­чески не участвует в управлении инновационным развитием. »н­новационные процессы саморазвиваютс€ на микроуровне благо­дар€ высокому уровню фирменной науки и рынка нововведений. √осударство может в очень незначительных размерах воздейство­вать на фирменную науку с целью некоторой корректировки ее де€тельности в сторону выполнени€ отдельных фундаментальных и перспективных исследований.

—тратеги€ упреждающего сохранени€. —очетание высокого уровн€ фирменной науки и низкого уровн€ развити€ рынка ново­введений рано или поздно приведет к по€влению стагнационных процессов на фирменном уровне. ѕоэтому государство должно заранее осуществить превентивные меры по сохранению науки на рассматриваемом уровне.

—тратеги€ отклика. ƒанна€ стратеги€ реализуетс€ в услови€х, "когда нет ничего, кроме спроса на нововведени€". √осударство должно откликнутьс€ на этот спрос, использу€ его в качестве пер­вого толчка дл€ создани€ инновационной сферы.

—тратеги€ зарождени€ (возрождени€). ƒанна€ стратеги€ за­ключаетс€ в создании инновационной сферы, что называетс€, на "пустом месте". √осударство может сначала "подтолкнуть" спрос, например, посредством косвенной поддержки экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости либо ее импортозамещени€. «атем оп€ть же косвенным образом поддержать определенные направлени€ фирменной науки. ƒальнейшим шагом могла бы быть поддержка фирменной и вузовской науки.

’арактер перемещени€ технологии. ¬ зависимости от постав­ленных целей и инновационных задач могут быть избраны различ­ные формы движени€ технологий от более низких уровней к более высоким. ¬ крайних вариантах это движение может быть последова­тельным или скачкообразным. ћожно назвать две основные стра­тегии, реализующие названные типы развити€: стратегию после­довательных инноваций и стратегию технологического рывка.

—тратеги€ последовательных инноваций предполагает ориен­тацию на эволюционное развитие технологии с последователь­ным переходом от одного поколени€ к другому. “акую стратегию целесообразно использовать в случае прочного конкурентного положени€ национальных разработчиков и производителей в тех или иных технологи€х, при наличии научных заделов на перспек­тиву. –ассматриваема€ стратеги€ €вл€етс€ достаточно экономич­ной, поскольку не требует затрат на приобретение технологий на стороне, не исключает продажи лицензий по уже "отработавшим" поколени€м.

—тратеги€ технологического рывка заключаетс€ в стремлении "выйти" на более высокие уровни технологии, мину€ предыдущие уровни. “ака€ стратеги€ применима при значительном отставании отечественной технологии от мирового уровн€, когда последова­тельное перемещение технологии оказываетс€ неэффективным.

≈е применение, как правило, €вл€етс€ затратоемким. –еализа­ции стратегии технологического рывка, даже если она проводитс€ за счет собственных интеллектуальных ресурсов, должно предше­ствовать накопление собственных денежных средств либо привле­чение заемных ресурсов. ƒанна€ стратеги€ может включать под-стратегию наступательного заимствовани€. —уть последней за­ключаетс€ в том, что страна осуществл€ет импорт технологий прежде всего дл€ их использовани€ в собственных разработках с целью создани€ технологий новых поколений.

ƒругим аспектом перемещени€ технологий €вл€етс€ необходи­мость создани€ условий дл€ смены поколений в смысле высвобо­ждени€ трудовых и материальных ресурсов из "неперспективных" отраслей, что приведет к соответствующей структурной перестройке производства. “аким образом, задача повышени€ конку­рентоспособности, которое €витс€ следствием перехода к поколе­ни€м более высокого уровн€, обусловливает задачу структурных изменений.

’арактер генерации идей. «адача повышени€ конкурентоспо­собности в высокотехнологичных област€х на мировом рынке мо­жет быть решена двум€ основными способами Ч на имитационной основе, т.е. за счет заимствовани€ зарубежных технологий, и на основе собственно отечественных нововведений. “ретий подход реализуетс€ на основе симбиоза двух указанных способов (рис. 4.2).

—тратеги€ стимулировани€ эксплуатационного освоени€. ¬ со­ответствии с данной стратегией государство способствует импорту товаров, которые не производ€тс€ в стране или по которым име­етс€ существенное отставание прежде всего по качеству изготов­лени€, техническому уровню и по другим параметрам. ≈е суть заключаетс€ в освоении новшества посредством получени€ навы­ков эксплуатации и технического обслуживани€ сложной техники. “ака€ стратеги€ широко использовалась в послевоенный период €понской промышленностью, а также промышленностью так на­зываемых новых индустриальных стран.

“ак, производство сложной военной техники в ёжной  орее, —ингапуре и “айване начиналось с ремонта и обслуживани€ ино­странной техники с последующим усложнением характера выпол­н€емых работ, изучени€ вопросов организации производства. –акет­на€ промышленность ёжной  ореи начиналась с создани€ в 1972 г. мастерских дл€ ремонта и обслуживани€ американских ракет "’оук" и "Ќайк". –аботы в мастерских велись под руководством специа­листов из —Ўј. «атем была основана частна€ коммерческа€ фир­ма, которой передали все операции по ремонту и обслуживанию ракет —Ўј. ѕосле этого начались национальные Ќ»ќ – в области ракетостроени€ и приложены значительные усили€ к созданию собственных ракет "земл€ Ч земл€". ѕо мере эксплуатационного освоени€ стратеги€ мен€етс€ и осуществл€етс€ переход к новой стратегии Ч технологического освоени€.

—тратеги€ технологического освоени€. Ќа новом этапе разви­ти€ приобретаютс€ навыки самосто€тельного производства про­дукта на основе импортных технологических процессов. «десь го­сударство способствует их импорту.

ƒалее постепенно отказываютс€ от импорта товаров, изготов­ленных по импортным технологи€м, нововведений.

—тратеги€ замещени€ продуктового импорта. —тимулирую­щее воздействие государства на данном этапе направлено на орга­низацию собственного производства внутри страны. ќсуществл€­ютс€ меры по дестимулированию импорта товаров.

—тратеги€ продуктового экспорта. ќсобенность этой страте­гии Ч производство продукции на лицензионной основе не только дл€ внутренних нужд, но и на экспорт. √осударство должно сти­мулировать экспорт, а в р€де случаев и вытесн€ть предпри€ти€ на внешний рынок.

—тратеги€ замещени€ технологического импорта. ƒанна€ стратеги€ предполагает создание запретительных мер по импорту технологий и стимулирующих мер по созданию собственных тех­нологий. Ќа данной стадии страна (и отдельные предпри€ти€) пе­реходит к созданию собственных инноваций, стратегии поэтапной инициации нововведений, наступательного заимствовани€.

—тратеги€ продуктово-технологического экспорта. √осудар­ство стимулирует нар€ду с экспортом товаров вывод их произ­водства за пределы страны. Ќеобходимость таких процессов возникает по мере по€влени€ новых процессов и продуктов, внедре­ние которых требует привлечени€ дополнительных материаль­ных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. ¬ысво­бождение их из действующих производств требует на начальных стади€х частичного вывода производственных процессов за пре­делы страны.

—тратеги€ технологического экспорта. ¬ соответствии с дан­ной стратегией производство товара полностью переноситс€ за рубеж и он продаетс€ за пределами страны.

—тратеги€ импорта технологических компонентов предпо­лагает стимулирование вывода за рубеж производства отдель­ных частей технологических процессов с последующим ввозом в страну промежуточных продуктов, €вл€ющихс€ результатами этих процессов.

’арактер поддержки инновационных процессов. ѕоддержка инновационных процессов со стороны государства может быть пр€мой и косвенной. » в том и в другом случае поддержка ориен­тирована на различные стадии инновационного процесса Ч на ис­следовани€, разработки, производство. √осударственна€ поддерж­ка может быть направлена в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов.

¬ табл. 4.4 приведены возможные стратегии, учитывающие взаимодействие направленности и характера поддержки в зависи­мости от стадии инновационного процесса.

¬озникает вопрос: в каких случа€х следует примен€ть перечис­ленные выше макроинновационные стратегии?

ћожно выделить три группы критериев применени€ той или иной системы стратегий:

1) тип инновационной политики, в рамках которой реализуютс€ эти стратегии;

2) характер государственных приоритетов применительно к объектам приложени€ стратегий;

3) состо€ние названных объектов.

“ипы инновационной политики и государственные научно-тех­нические приоритеты рассмотрены выше. „то касаетс€ состо€ни€ объектов, под которыми понимаютс€ прежде всего отрасли про­изводственной сферы, то дл€ его определени€ может быть реко­мендован матрично-структурный метод. ќн основан на вы€влении соотношений российских показателей структуры производства большие объемы интеллектуальных ресурсов. Ёто могут быть оборонные производства или базовые отрасли промышленности, которые свертываютс€ в р€де экономически развитых стран.

¬ четвертом квадранте сосредоточатс€ отрасли, дол€ которых в российском производстве выше мировой, а наукоемкость ниже. Ёто может быть косвенным свидетельством стремлени€ зару­бежных стран сосредоточить в данной отрасли ресурсы дл€ про­ведени€ научных исследований с целью ее дальнейшего развити€. Ёта отрасль должна быть предметом особого внимани€ в кон­курентной борьбе отечественных предпринимателей на мировых рынках.

—овременный этап экономического развити€ –оссии характери­зуетс€ низкими уровн€ми развити€ рынка нововведений и завод­ской науки. ѕоэтому примен€емые макроинновационные страте­гии должны быть нацелены на повышение этих уровней, без чего невозможен экономический подъем страны на новой технологиче­ской основе. — этой целью целесообразно на первом этапе основ­ной акцент сделать на использование стратегии центробежной трансформации в сочетании со стратеги€ми фундаментального, прикладного и конечного финансировани€.

ƒл€ реализации этих стратегий необходимо создать систему мер, нацеленных на развитие рынка нововведений и проведение Ќ»ќ – непосредственно на производственных объектах. “акие меры должны носить характер как пр€мого государственного вме­шательства, так и косвенных стимулов.

ѕр€мое государственное вмешательство должно выражатьс€ прежде всего в использовании государственных заказов, в прове­дении исследований и производстве продукции по приоритетным направлени€м науки и техники (стратегии фундаментального, прикладного и конечного финансировани€). —истема государст­венных заказов позволит активизировать крупный сегмент рынка нововведений, а именно ту его часть, котора€ св€зана с удовлетво­рением перспективных потребностей в повышении конкуренто­способности экономики в целом и крупных ее сегментов, а также в обеспечении макроинновационной безопасности.

–азвитие рынка нововведений предполагает активизацию про­цессов купли-продажи лицензий. — этой целью было бы полезно освободить от обложени€ налогом на добавленную стоимость обороты по купле-продаже продуктовых и технологических ли­цензий, а кроме того, применить механизм целевого кредита на их приобретение.

—тратеги€ центробежной трансформации предполагает расши­рение финансовых источников инновационной де€тельности на предпри€ти€х. Ётому будет способствовать включение затрат на Ќ»ќ – в себестоимость продукции, применение механизма уско­ренной амортизации, создающего стимулы повышени€ склонности производител€ к увеличению темпов обновлени€ производствен­ного аппарата. ¬ дополнение к названным стратеги€м, использо­вание которых целесообразно на современном этапе, следует на­звать рассмотренные выше стратегии поддержки собственных ин­новаций и переноса внедрени€, а также стратегии стимулировани€ эксплуатационного освоени€, технологического восстановлени€, замещени€ технологического импорта.

ƒл€ рассмотрени€ проблемы в отраслевом разрезе вернемс€ к упом€нутой табл. 4.5. ƒл€ отраслей, включенных в первый квад­рант, наиболее эффективными €вл€ютс€ стратегии конечного фи­нансировани€, поддержки собственных инноваций и продуктового экспорта. ќтрасли второго квадранта требуют увеличени€ средств, вкладываемых в Ќ»ќ –. — этой целью должны быть использованы стратегии поэтапной инициации заимствовани€ нововведений, на­ступательного заимствовани€, исследовательского импорта, внут­реннего завершени€, переноса внедрени€. ѕрименительно к отрас­л€м третьего квадранта следует использовать стратегии струк­турной перестройки, свертывани€, ресурсосберегающих Ќ»ќ – в отрасл€х Ч потребител€х продукции производств данного квадранта. ƒл€ отраслей четвертого квадранта в качестве наиболее эффективных стратегий можно назвать стратегии фундаменталь­ного финансировани€, исследовательского вт€гивани€, прикладного финансировани€, предпочтительности завершени€.

 

 ќЌ“–ќЋ№Ќџ≈ ¬ќѕ–ќ—џ

1.  ѕеречислите основные факторы, вли€ющие на развитие рынка но­вовведений.

2.   ак вли€ет характер рынка нововведений на формирование макро-инновационных стратегий?

3.   акие аспекты управлени€ инноваци€ми следует учитывать при формировании макростратегий?

4.   ак воздействует на формирование макроинновационной страте­гии уровень развити€ государственного сектора Ќ»ќ –?

5.   акое воздействие на содержание стратегий оказывают возмож­ности госбюджетного финансировани€?

6.  «ачем при разработке макроинновационных стратегий нужно учи­тывать уровень развити€ фирменной науки?

7.   акой смысл имеет учет характера перемещени€ технологий при разработке стратегий?

8.  ѕокажите взаимосв€зь между направленностью государственной под­держки (внутренние или внешние процессы), характером этой поддержки (пр€ма€ или косвенна€) и всеми стади€ми инновационного процесса.

9.   акие макроинновационные стратегии следует примен€ть на со­временном этапе развити€ российской экономики?



Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »… ѕ–ќ√–≈—— » Ё ќЌќћ»„≈— »… –ќ—“ ћодель ‘. јгийона и ѕ. ’оувитта  ритика моделей эндогенного роста и пути их совершенствовани€ ‘ј “ќ–џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » –ј«¬»“»я –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— »≈ ћќƒ≈Ћ» –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… » Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ… ѕ–ќƒ” ÷»» ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— јя —“–ј“≈√»я »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ –ј«¬»“»я √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ ѕ–»ќ–»“≈“џ »  –»“»„≈— »≈ “≈’ЌќЋќ√»» ÷≈Ћ№ » ѕ–»ќ–»“≈“џ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я –ќ——»» ќ—Ќќ¬Ќџ≈ »Ќ—“–”ћ≈Ќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ѕќЋ»“» » ѕр€мое государственное финансирование Ќ»ќ – и инновационной де€тельности в промышленности 

{LTS}

ѕартнеры сайта
 
–еклама:
{BANNER_RAN}
Ќовости:


Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>
 

ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение'
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение' ѕриглашаютс€ преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

»Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

јвтономна€ некоммерческа€ организаци€ высшего профессионального образовани€ »Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...