Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТИПОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ  
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА  
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ И РАЗРЫВЫ  
ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ  
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ  
ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ  
РОЛЬ СФЕРЫ НИОКР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ  
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  
ПОКАЗАТЕЛИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН  
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ  
Модель Ф. Агийона и П. Хоувитта  
Критика моделей эндогенного роста и пути их совершенствования  
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА НОВОВВЕДЕНИЙ  
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЫНКА НОВОВВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ  
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ МАКРОИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ  
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ  
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  
ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ  
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  
Прямое государственное финансирование НИОКР и инновационной деятельности в промышленности  
Оценка эффективности бюджетных расходов на НИОКР  
Налоговое стимулирование  
Трансфер технологий  
Создание инновационной среды  
Реструктуризация сферы НИОКР  
Межгосударственные программы Западной Европы  
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ  
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  
НАУЧНЫЕ (ИННОВАЦИОННЫЕ) ПАРКИ  
ИНКУБАТОРЫ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА  
НАУКОГРАДЫ, НАУЧНЫЕ ПАРКИ И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ  
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ  
ФАКТОРЫ ГЕНЕРАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ  
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ  
Детерминанты инновационного развития  
Стратегии групповых производственно-экономических систем  
Типология стратегий  
Портфель инновационных стратегий  
Стратегии научно-технической деятельности  
Связь затрат на НИОКР и результатов экономической деятельности корпораций  
Эволюция подходов к организации и управлению корпоративными НИОКР  
Международные технологические альянсы как элемент стратегии корпораций в условиях углубления глобализации  
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ  
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ  
ПОНЯТИЕ О ДИСКОНТИРОВАНИИ  
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ  
Показатели оценки инвестиций  
Определение ставки дисконтирования  
Формирование денежного потока инвестиционного проекта  
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА  
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСКОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ  
ПРИОРИТЕТЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ  
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ  
Снижение рисков в процессе выбора организационных форм осуществления венчурных инвестиций  
Снижение рисков в процессе отбора предпринимательских проектов  
Снижение рисков в процессе осуществления инновационных проектов  
ИСТОЧНИКИ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА  
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА  
ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ  
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ  
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ  
НОВАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНТА  
ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ  
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И РАСЧЕТ ЦЕНЫ ЛИЦЕНЗИИ  
ФРАНЧАЙЗИНГ  
ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ  
БОРЬБА С НАРУШЕНИЕМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
МИРОВОЙ ОПЫТ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ  
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В ЭКОНОМИКЕ  
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ "ФОРСАЙТ"  
МИРОВЫЕ ПРОГНОЗЫ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  
Информационные технологии  
Биотехнологии  
Новые материалы  
Защита окружающей среды  
Энергетика  
Освоение космического пространства  
Нанотехнологии  
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ  
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (КОНТРАКТНЫХ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ  
МАРКЕТИНГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ  
МАРКЕТИНГ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ, ИНИЦИИРОВАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕМ  
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ И СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ НИОКР  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ МАКРОИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

Формирование макроинновационных стратегий предполагает учет различных аспектов государственного управления инновациями. В качестве таких аспектов могут быть рассмотрены следующие, учи­тывающие:

   диапазон охвата государством научно-технических сфер и

направлений инновационной деятельности;

   характер перемещения технологий;

   характер генерации идей;

   характер поддержки инновационных процессов.

Общая типология предлагаемых макроинновационных страте­гий приведена на рис. 4.1.

Ниже предлагается механизм учета аспектов формирования макроинновационных стратегий, а также соответствующая систе­ма этих стратегий. Стратегии построены с учетом необходимости обеспечения макроинновационной безопасности и реализации го­сударственных научно-технических приоритетов.

Диапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной деятельности. Как правило, дан­ный классификационный признак предполагает выделение двух стратегий — всеобщей и селективной. По нашему мнению, такой подход сильно сужает множество возможных стратегий, что упро­щает задачи управления.

Рассматриваемый диапазон может быть различным и определя­ется следующими основными факторами: развитостью государ­ственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развития рынка нововведений.

Два первых фактора определяют возможности государства воз­действовать на научно-техническое развитие экономики. Чем масштабнее государственный сектор НИОКР, тем в большем коли­честве научно-технических областей исследования и разработки могут осуществляться под патронированием государства.

В табл. 4.3 приведены возможные макроинновационные страте­гии для различных сочетаний состояний указанных факторов.

Стратегия стадийного разделения. Данная стратегия форми­руется при высоких значениях всех факторов из числа перечислен­ных. В этой ситуации усилия государства и предприятий разделя­ются по отдельным стадиям инновационного процесса — государ­ство берет на себя фундаментальные исследования, а также пер­спективные прикладные, основная же часть прикладных исследо­ваний, опытно-конструкторских работ, подготовка производства и т.д. — прерогатива ассоциативно-корпоративного и микроуровней. Высокий уровень развития рынка нововведений не предполагает серьезных усилий государства в сфере внедрения нововведений.

Стратегия стадийного стимулирования. Условия формирова­ния данной стратегии отличаются от рассмотренных условий пре­дыдущей стратегии отсутствием развитого рынка нововведений. В этой ситуации государство распространяет свои усилия на сферу внедрения нововведений, а также на отдельные стадии исследова­тельского процесса, рыночный спрос на результаты которых не­достаточен. Предполагается использование не только и не столько административных мер, сколько стимулирующего воздействия на потребителей новшеств.

Стратегия стадийной экспансии. Данную стратегию целесо­образно использовать в условиях неразвитого сектора фирменной науки. Государство вынуждено взять на себя проведение исследований и разработок практически по всем стадиям цикла НИОКР. Поскольку рынок нововведений развит достаточно хорошо, госу­дарство не распространяет свои усилия на стадию внедрения.

Стратегия вынужденного сопровождения. В дополнение к функциям государства при использовании рассмотренной выше стратегии в данной предполагается его интенсивная деятельность в сфере внедрения вследствие неразвитости рынка нововведений (в совокупности с аналогичным состоянием фирменной науки).

Стратегия передачи инициативы. Данная и последующие три стратегии формируются в условиях острой нехватки средств госу­дарственного бюджета, направляемых на финансирование разви­тия науки и техники. Рассматриваемая стратегия соответствует условиям высокого уровня развития фирменной науки и рынка нововведений. Государство в этом случае вынуждено передать часть своих полномочий на фирменный уровень. Государственные научно-технические организации с целью сохранения своего су­ществования вынуждены переключиться на удовлетворение непо­средственно рыночных потребностей.

Стратегия селективных стимулов предполагает создание мо­тиваций у потребителей новшеств с целью усиления заинтересо­ванности в их внедрении, причем речь идет о нововведениях, соз­данных как в государственном, так и в негосударственном секто­рах. Но поскольку у государства нет средств, чтобы напрямую финансировать внедрение нововведений, мотивации являются в основном косвенными и ориентированными на наиболее важные области науки и техники.

Стратегия рыночного оппортунизма применяется в условиях неразвитости сектора фирменной науки, но при наличии емкого рынка нововведений. В данном случае государство ориентирует свой научно-технический сектор на рыночный спрос с целью соз­дания финансовых резервов для финансирования фундаменталь­ных исследований, а также создает косвенные стимулы для разви­тия фирменной науки.

Стратегия центробежной трансформации. Условия форми­рования данной стратегии примерно соответствуют современным российским реалиям: наличие развитого сектора государственных НИОКР, отсутствие денег на его содержание, низкие уровни раз­вития фирменной науки в целом и рынка нововведений. В дан­ном случае государство должно создать стимулы для их развития, трансформации государственных научно-технических организаций и наращивания децентрализованного потенциала НИОКР.

Стратегия целевого патронирования. Данная и последующие семь стратегий формируются в условиях низкого уровня развития государственного сектора науки.

Рассматриваемая стратегия характеризуется наличием средств государственного бюджета, высоким уровнем развития фирменной науки и рынка нововведений. В данном случае государство осуще­ствляет финансирование исследований по приоритетным направ­лениям, которые проводятся негосударственными организациями. Главная задача государства — правильно определить научно-технические приоритеты.

Стратегия конечного патронирования. В данной ситуации в отличие от предыдущей рынок нововведений развит недостаточ­но. Поэтому государство не только финансирует, но и "сопровождает" нововведение до начала внедрения и стимулирует его даль­нейшую диффузию.

Стратегия стадийной генерации. Условия применения этой стратегии характеризуются практически полным отсутствием на­учно-технической сферы как в государственном, так и в негосу­дарственном секторах, но наличием развитого рынка нововведе­ний. Возникает естественная задача создания научно-технического сектора (при наличии в данном случае для этого средств государ­ственного бюджета). Поскольку сразу создать развитый научно-технический сектор, функционирующий во многих стадиях про­цесса НИОКР, затруднительно, необходимо начинать с отдельных рыночно ориентированных его стадий.

Стратегия преодоления кризиса. В отличие от предыдущего случая положение в данном варианте усугубляется отсутствием рынка нововведений. Его можно охарактеризовать как кризис. Возможность преодоления кризиса заложена в наличии централи­зованных источников финансирования. Стратегия заключается в направлении этих средств на цели развития рынка нововведений, становления научно-технической сферы.

Стратегия селективной корректировки. Государство практи­чески не участвует в управлении инновационным развитием. Ин­новационные процессы саморазвиваются на микроуровне благо­даря высокому уровню фирменной науки и рынка нововведений. Государство может в очень незначительных размерах воздейство­вать на фирменную науку с целью некоторой корректировки ее деятельности в сторону выполнения отдельных фундаментальных и перспективных исследований.

Стратегия упреждающего сохранения. Сочетание высокого уровня фирменной науки и низкого уровня развития рынка ново­введений рано или поздно приведет к появлению стагнационных процессов на фирменном уровне. Поэтому государство должно заранее осуществить превентивные меры по сохранению науки на рассматриваемом уровне.

Стратегия отклика. Данная стратегия реализуется в условиях, "когда нет ничего, кроме спроса на нововведения". Государство должно откликнуться на этот спрос, используя его в качестве пер­вого толчка для создания инновационной сферы.

Стратегия зарождения (возрождения). Данная стратегия за­ключается в создании инновационной сферы, что называется, на "пустом месте". Государство может сначала "подтолкнуть" спрос, например, посредством косвенной поддержки экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости либо ее импортозамещения. Затем опять же косвенным образом поддержать определенные направления фирменной науки. Дальнейшим шагом могла бы быть поддержка фирменной и вузовской науки.

Характер перемещения технологии. В зависимости от постав­ленных целей и инновационных задач могут быть избраны различ­ные формы движения технологий от более низких уровней к более высоким. В крайних вариантах это движение может быть последова­тельным или скачкообразным. Можно назвать две основные стра­тегии, реализующие названные типы развития: стратегию после­довательных инноваций и стратегию технологического рывка.

Стратегия последовательных инноваций предполагает ориен­тацию на эволюционное развитие технологии с последователь­ным переходом от одного поколения к другому. Такую стратегию целесообразно использовать в случае прочного конкурентного положения национальных разработчиков и производителей в тех или иных технологиях, при наличии научных заделов на перспек­тиву. Рассматриваемая стратегия является достаточно экономич­ной, поскольку не требует затрат на приобретение технологий на стороне, не исключает продажи лицензий по уже "отработавшим" поколениям.

Стратегия технологического рывка заключается в стремлении "выйти" на более высокие уровни технологии, минуя предыдущие уровни. Такая стратегия применима при значительном отставании отечественной технологии от мирового уровня, когда последова­тельное перемещение технологии оказывается неэффективным.

Ее применение, как правило, является затратоемким. Реализа­ции стратегии технологического рывка, даже если она проводится за счет собственных интеллектуальных ресурсов, должно предше­ствовать накопление собственных денежных средств либо привле­чение заемных ресурсов. Данная стратегия может включать под-стратегию наступательного заимствования. Суть последней за­ключается в том, что страна осуществляет импорт технологий прежде всего для их использования в собственных разработках с целью создания технологий новых поколений.

Другим аспектом перемещения технологий является необходи­мость создания условий для смены поколений в смысле высвобо­ждения трудовых и материальных ресурсов из "неперспективных" отраслей, что приведет к соответствующей структурной перестройке производства. Таким образом, задача повышения конку­рентоспособности, которое явится следствием перехода к поколе­ниям более высокого уровня, обусловливает задачу структурных изменений.

Характер генерации идей. Задача повышения конкурентоспо­собности в высокотехнологичных областях на мировом рынке мо­жет быть решена двумя основными способами — на имитационной основе, т.е. за счет заимствования зарубежных технологий, и на основе собственно отечественных нововведений. Третий подход реализуется на основе симбиоза двух указанных способов (рис. 4.2).

Стратегия стимулирования эксплуатационного освоения. В со­ответствии с данной стратегией государство способствует импорту товаров, которые не производятся в стране или по которым име­ется существенное отставание прежде всего по качеству изготов­ления, техническому уровню и по другим параметрам. Ее суть заключается в освоении новшества посредством получения навы­ков эксплуатации и технического обслуживания сложной техники. Такая стратегия широко использовалась в послевоенный период японской промышленностью, а также промышленностью так на­зываемых новых индустриальных стран.

Так, производство сложной военной техники в Южной Корее, Сингапуре и Тайване начиналось с ремонта и обслуживания ино­странной техники с последующим усложнением характера выпол­няемых работ, изучения вопросов организации производства. Ракет­ная промышленность Южной Кореи начиналась с создания в 1972 г. мастерских для ремонта и обслуживания американских ракет "Хоук" и "Найк". Работы в мастерских велись под руководством специа­листов из США. Затем была основана частная коммерческая фир­ма, которой передали все операции по ремонту и обслуживанию ракет США. После этого начались национальные НИОКР в области ракетостроения и приложены значительные усилия к созданию собственных ракет "земля — земля". По мере эксплуатационного освоения стратегия меняется и осуществляется переход к новой стратегии — технологического освоения.

Стратегия технологического освоения. На новом этапе разви­тия приобретаются навыки самостоятельного производства про­дукта на основе импортных технологических процессов. Здесь го­сударство способствует их импорту.

Далее постепенно отказываются от импорта товаров, изготов­ленных по импортным технологиям, нововведений.

Стратегия замещения продуктового импорта. Стимулирую­щее воздействие государства на данном этапе направлено на орга­низацию собственного производства внутри страны. Осуществля­ются меры по дестимулированию импорта товаров.

Стратегия продуктового экспорта. Особенность этой страте­гии — производство продукции на лицензионной основе не только для внутренних нужд, но и на экспорт. Государство должно сти­мулировать экспорт, а в ряде случаев и вытеснять предприятия на внешний рынок.

Стратегия замещения технологического импорта. Данная стратегия предполагает создание запретительных мер по импорту технологий и стимулирующих мер по созданию собственных тех­нологий. На данной стадии страна (и отдельные предприятия) пе­реходит к созданию собственных инноваций, стратегии поэтапной инициации нововведений, наступательного заимствования.

Стратегия продуктово-технологического экспорта. Государ­ство стимулирует наряду с экспортом товаров вывод их произ­водства за пределы страны. Необходимость таких процессов возникает по мере появления новых процессов и продуктов, внедре­ние которых требует привлечения дополнительных материаль­ных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Высво­бождение их из действующих производств требует на начальных стадиях частичного вывода производственных процессов за пре­делы страны.

Стратегия технологического экспорта. В соответствии с дан­ной стратегией производство товара полностью переносится за рубеж и он продается за пределами страны.

Стратегия импорта технологических компонентов предпо­лагает стимулирование вывода за рубеж производства отдель­ных частей технологических процессов с последующим ввозом в страну промежуточных продуктов, являющихся результатами этих процессов.

Характер поддержки инновационных процессов. Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной. И в том и в другом случае поддержка ориен­тирована на различные стадии инновационного процесса — на ис­следования, разработки, производство. Государственная поддерж­ка может быть направлена в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов.

В табл. 4.4 приведены возможные стратегии, учитывающие взаимодействие направленности и характера поддержки в зависи­мости от стадии инновационного процесса.

Возникает вопрос: в каких случаях следует применять перечис­ленные выше макроинновационные стратегии?

Можно выделить три группы критериев применения той или иной системы стратегий:

1) тип инновационной политики, в рамках которой реализуются эти стратегии;

2) характер государственных приоритетов применительно к объектам приложения стратегий;

3) состояние названных объектов.

Типы инновационной политики и государственные научно-тех­нические приоритеты рассмотрены выше. Что касается состояния объектов, под которыми понимаются прежде всего отрасли про­изводственной сферы, то для его определения может быть реко­мендован матрично-структурный метод. Он основан на выявлении соотношений российских показателей структуры производства большие объемы интеллектуальных ресурсов. Это могут быть оборонные производства или базовые отрасли промышленности, которые свертываются в ряде экономически развитых стран.

В четвертом квадранте сосредоточатся отрасли, доля которых в российском производстве выше мировой, а наукоемкость ниже. Это может быть косвенным свидетельством стремления зару­бежных стран сосредоточить в данной отрасли ресурсы для про­ведения научных исследований с целью ее дальнейшего развития. Эта отрасль должна быть предметом особого внимания в кон­курентной борьбе отечественных предпринимателей на мировых рынках.

Современный этап экономического развития России характери­зуется низкими уровнями развития рынка нововведений и завод­ской науки. Поэтому применяемые макроинновационные страте­гии должны быть нацелены на повышение этих уровней, без чего невозможен экономический подъем страны на новой технологиче­ской основе. С этой целью целесообразно на первом этапе основ­ной акцент сделать на использование стратегии центробежной трансформации в сочетании со стратегиями фундаментального, прикладного и конечного финансирования.

Для реализации этих стратегий необходимо создать систему мер, нацеленных на развитие рынка нововведений и проведение НИОКР непосредственно на производственных объектах. Такие меры должны носить характер как прямого государственного вме­шательства, так и косвенных стимулов.

Прямое государственное вмешательство должно выражаться прежде всего в использовании государственных заказов, в прове­дении исследований и производстве продукции по приоритетным направлениям науки и техники (стратегии фундаментального, прикладного и конечного финансирования). Система государст­венных заказов позволит активизировать крупный сегмент рынка нововведений, а именно ту его часть, которая связана с удовлетво­рением перспективных потребностей в повышении конкуренто­способности экономики в целом и крупных ее сегментов, а также в обеспечении макроинновационной безопасности.

Развитие рынка нововведений предполагает активизацию про­цессов купли-продажи лицензий. С этой целью было бы полезно освободить от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по купле-продаже продуктовых и технологических ли­цензий, а кроме того, применить механизм целевого кредита на их приобретение.

Стратегия центробежной трансформации предполагает расши­рение финансовых источников инновационной деятельности на предприятиях. Этому будет способствовать включение затрат на НИОКР в себестоимость продукции, применение механизма уско­ренной амортизации, создающего стимулы повышения склонности производителя к увеличению темпов обновления производствен­ного аппарата. В дополнение к названным стратегиям, использо­вание которых целесообразно на современном этапе, следует на­звать рассмотренные выше стратегии поддержки собственных ин­новаций и переноса внедрения, а также стратегии стимулирования эксплуатационного освоения, технологического восстановления, замещения технологического импорта.

Для рассмотрения проблемы в отраслевом разрезе вернемся к упомянутой табл. 4.5. Для отраслей, включенных в первый квад­рант, наиболее эффективными являются стратегии конечного фи­нансирования, поддержки собственных инноваций и продуктового экспорта. Отрасли второго квадранта требуют увеличения средств, вкладываемых в НИОКР. С этой целью должны быть использованы стратегии поэтапной инициации заимствования нововведений, на­ступательного заимствования, исследовательского импорта, внут­реннего завершения, переноса внедрения. Применительно к отрас­лям третьего квадранта следует использовать стратегии струк­турной перестройки, свертывания, ресурсосберегающих НИОКР в отраслях — потребителях продукции производств данного квадранта. Для отраслей четвертого квадранта в качестве наиболее эффективных стратегий можно назвать стратегии фундаменталь­ного финансирования, исследовательского втягивания, прикладного финансирования, предпочтительности завершения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Перечислите основные факторы, влияющие на развитие рынка но­вовведений.

2.  Как влияет характер рынка нововведений на формирование макро-инновационных стратегий?

3.  Какие аспекты управления инновациями следует учитывать при формировании макростратегий?

4.  Как воздействует на формирование макроинновационной страте­гии уровень развития государственного сектора НИОКР?

5.  Какое воздействие на содержание стратегий оказывают возмож­ности госбюджетного финансирования?

6.  Зачем при разработке макроинновационных стратегий нужно учи­тывать уровень развития фирменной науки?

7.  Какой смысл имеет учет характера перемещения технологий при разработке стратегий?

8.  Покажите взаимосвязь между направленностью государственной под­держки (внутренние или внешние процессы), характером этой поддержки (прямая или косвенная) и всеми стадиями инновационного процесса.

9.  Какие макроинновационные стратегии следует применять на со­временном этапе развития российской экономики?



Партнеры сайта
 
Реклама:

{BANNER_RAN}
Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...