≈диный центр дистанционного образовани€. Ёкономика и развитие предпри€ти€

«аочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
 арта сайта |  онтакты | √лавна€ |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
“»ѕќЋќ√»я Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
Ќј”„Ќџ≈ ќ—Ќќ¬џ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј  
“≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–≈ƒ≈Ћџ » –ј«–џ¬џ  
ƒ»‘‘”«»я Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
ѕќЌя“»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… —“–ј“≈√»»  
»ЌЌќ¬ј÷»» » ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ќ  
‘”Ќ ÷»ќЌјЋ№Ќџ… јЌјЋ»« ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»  
ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ќ » Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈  
 ќЌ÷≈ѕ“”јЋ№Ќќ≈ ќЅќ—Ќќ¬јЌ»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ –≈Ў≈Ќ»… ¬ ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»  
 –»¬јя ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬≈ЌЌџ’ ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“≈… ќЅў≈—“¬ј » “≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ” Ћјƒџ  
–ќЋ№ —‘≈–џ Ќ»ќ – ¬ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… Ё ќЌќћ» ≈  
ƒ¬»∆”ў»≈ —»Ћџ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ√ќ Ё ќЌќћ»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
ѕќ ј«ј“≈Ћ» Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я «ј–”Ѕ≈∆Ќџ’ —“–јЌ  
Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »… ѕ–ќ√–≈—— » Ё ќЌќћ»„≈— »… –ќ—“  
ћодель ‘. јгийона и ѕ. ’оувитта  
 ритика моделей эндогенного роста и пути их совершенствовани€  
‘ј “ќ–џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » –ј«¬»“»я –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…  
ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— »≈ ћќƒ≈Ћ» –џЌ ј Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… » Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— ќ… ѕ–ќƒ” ÷»»  
ћ≈“ќƒќЋќ√»я ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » ¬»ƒџ ћј –ќ»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»…  
ћј –ќЁ ќЌќћ»„≈— јя —“–ј“≈√»я »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ –ј«¬»“»я  
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »≈ ѕ–»ќ–»“≈“џ »  –»“»„≈— »≈ “≈’ЌќЋќ√»»  
÷≈Ћ№ » ѕ–»ќ–»“≈“џ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я –ќ——»»  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ »Ќ—“–”ћ≈Ќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ѕќЋ»“» »  
ѕр€мое государственное финансирование Ќ»ќ – и инновационной де€тельности в промышленности  
ќценка эффективности бюджетных расходов на Ќ»ќ –  
Ќалоговое стимулирование  
“рансфер технологий  
—оздание инновационной среды  
–еструктуризаци€ сферы Ќ»ќ –  
ћежгосударственные программы «ападной ≈вропы  
—ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ÷≈Ћ» » «јƒј„» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я –≈√»ќЌјЋ№Ќџ’ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»…  
‘ќ–ћџ » ћ≈“ќƒџ –≈јЋ»«ј÷»» —“–ј“≈√»» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
Ќј”„Ќџ≈ (»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈) ѕј– »  
»Ќ ”Ѕј“ќ–џ ћјЋќ√ќ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј  
Ќј” ќ√–јƒџ, Ќј”„Ќџ≈ ѕј– » » »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »≈ ÷≈Ќ“–џ –ќ——»»  
ќ—ќЅџ≈ Ё ќЌќћ»„≈— »≈ «ќЌџ  
‘ј “ќ–џ √≈Ќ≈–ј÷»» Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»… ¬ ќ–√јЌ»«ј÷»»  
ќ–√јЌ»«ј÷»я »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»  
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»… ѕ–≈ƒѕ–»я“»…  
ƒетерминанты инновационного развити€  
—тратегии групповых производственно-экономических систем  
“ипологи€ стратегий  
ѕортфель инновационных стратегий  
—тратегии научно-технической де€тельности  
—в€зь затрат на Ќ»ќ – и результатов экономической де€тельности корпораций  
Ёволюци€ подходов к организации и управлению корпоративными Ќ»ќ –  
ћеждународные технологические аль€нсы как элемент стратегии корпораций в услови€х углублени€ глобализации  
„≈Ћќ¬≈„≈— »… ‘ј “ќ– ¬ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… —“–ј“≈√»» ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ…  ќћѕјЌ»»  
»Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ… » »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ… јЌјЋ»«  
ѕќЌя“»≈ ќ ƒ»— ќЌ“»–ќ¬јЌ»»  
ѕ–»Ќ÷»ѕџ ќ÷≈Ќ » »Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ’ ѕ–ќ≈ “ќ¬  
ѕоказатели оценки инвестиций  
ќпределение ставки дисконтировани€  
‘ормирование денежного потока инвестиционного проекта  
Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ‘”Ќ ÷»» ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ  јѕ»“јЋј  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –»— ќ¬ќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я  
ѕ–»ќ–»“≈“џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќƒ’ќƒџ   —Ќ»∆≈Ќ»ё »Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌџ’ –»— ќ¬  
—нижение рисков в процессе выбора организационных форм осуществлени€ венчурных инвестиций  
—нижение рисков в процессе отбора предпринимательских проектов  
—нижение рисков в процессе осуществлени€ инновационных проектов  
»—“ќ„Ќ» » ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ  јѕ»“јЋј  
√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ≈ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј  
¬ј∆Ќ≈…Ў»≈ ѕќЌя“»я » ћ≈“ќƒџ ќ÷≈Ќ » –»— ќ¬џ’ »Ќ¬≈—“»÷»…  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я ¬ –ќ——»»  
ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ¬≈Ќ„”–Ќќ√ќ »Ќ¬≈—“»–ќ¬јЌ»я ¬ –ќ——»»  
Ќќ¬јя –ќЋ№ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
»—“ќ–»„≈— »≈ ѕ–≈ƒѕќ—џЋ » –ј«¬»“»я –џЌ ј »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“», “≈’ЌќЋќ√»„≈— јя –≈Ќ“ј  
¬»ƒџ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ‘ќ–ћџ ѕ≈–≈ƒј„» “≈’ЌќЋќ√»…  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ¬»ƒџ Ћ»÷≈Ќ«»ќЌЌџ’ ѕЋј“≈∆≈… » –ј—„≈“ ÷≈Ќџ Ћ»÷≈Ќ«»»  
‘–јЌ„ј…«»Ќ√  
ќ÷≈Ќ ј Ќ≈ћј“≈–»јЋ№Ќџ’ ј “»¬ќ¬  
Ѕќ–№Ѕј — Ќј–”Ў≈Ќ»≈ћ ѕ–ј¬ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
ћ»–ќ¬ќ… ќѕџ“ ќ’–јЌџ »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“»  
–џЌќ  »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“» ¬ –ќ——»»  
Ё¬ќЋё÷»я ѕќƒ’ќƒќ¬   “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќћ” ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё ¬ Ё ќЌќћ» ≈  
ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЌя“»я “≈ќ–»» » ћ≈“ќƒџ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»я  
ќ—Ќќ¬џ ћ≈“ќƒќЋќ√»» "‘ќ–—ј…“"  
ћ»–ќ¬џ≈ ѕ–ќ√Ќќ«џ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я  
»нформационные технологии  
Ѕиотехнологии  
Ќовые материалы  
«ащита окружающей среды  
Ёнергетика  
ќсвоение космического пространства  
Ќанотехнологии  
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћј– ≈“»Ќ√ј »ЌЌќ¬ј÷»…  
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћј– ≈“»Ќ√ј ¬ —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќџ’ ( ќЌ“–ј “Ќџ’) Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»я’  
ћј– ≈“»Ќ√ “≈’ЌќЋќ√»„≈— »’ Ќќ¬ќ¬¬≈ƒ≈Ќ»…, —ќ«ƒјЌЌџ’ Ќј ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬≈  
ћј– ≈“»Ќ√ ѕ≈–≈ƒј„» “≈’ЌќЋќ√»… ¬ –јћ ј’ ¬≈–“» јЋ№Ќќ… »Ќ“≈√–ј÷»»  
ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»…, »Ќ»÷»»–ќ¬јЌЌџ’ ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ≈ћ  
ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»… » —“–ј“≈√»» ¬ ”—Ћќ¬»я’  ќЌ¬≈–—»» Ќ»ќ –  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»

ѕартнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ёј при прин€тии ”–

 
 
 
 
 
 
 
 

Ёкономика машиностроительного предпри€ти€

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ћежгосударственные программы «ападной ≈вропы

—тимулирование инновационной де€тельности вышло за нацио­нальные рамки и все в большей степени становитс€ прерогати­вой ≈—. ¬ 1995 г. ≈  в консультативном документе Green Paper on Innovation подчеркнула критический характер проблемы "инно­вационного дефицита" в странах ≈—. ¬ развитие этого документа в 1996 г. ≈  одобрила ѕлан действий в области инноваций, кото­рый предусматривает активизацию действий по следующим на­правлени€м:

Х  мобилизаци€ венчурного капитала на ранних стади€х инно­вационных проектов;

Х   совершенствование защиты интеллектуальной собственности;

Х   упрощение процедуры создани€ компаний;

Х   дальнейшее расширение мобильности научных кадров.

ѕлан предусматривает реализацию намеченных мер как на над­национальном уровне под эгидой ≈ , так и на национальном. ѕри этом странам Ч участницам ≈— предлагаетс€ осуществл€ть дан­ные меропри€ти€ без привлечени€ дополнительных финансовых средств, в рамках уже существующих бюджетов на научно-техни­ческую и инновационную политику.

¬ 1998 г. ≈  инициировала программу по вы€влению и распро­странению наилучшей инновационной практики в странах ≈—. ќс­новное внимание удел€етс€ таким вопросам, как финансирование инноваций, поддержка нового инновационного бизнеса, охрана интеллектуальной собственности, повышение эффективности сис­тем стимулировани€ Ќ»ќ – и инноваций. Ѕыл запущен проект по мониторингу инновационной де€тельности в ≈— Ч ≈вропейский инновационный барометр (Trend Chart on Innovation), включающий анализ инновационной политики и системы инновационных пока­зателей (Scoreboard). ¬ области дальнейшего развити€ коопера­ционных схем основное место отводитс€ локальной сети центров по распространению инноваций (Innovation Relay Centres Ч IRC) [11, с. 18]. —татус центров по распространению инноваций Ч не­зависимые консультационные организации в области технологии и бизнеса, получающие помощь от ≈  по предпринимательству. Ёти центры оказывают помощь инновационному бизнесу по сле­дующим направлени€м:

Х  распространение технологии;

Х   коммерциализаци€ результатов Ќ»ќ –, включа€ вопросы ин­теллектуальной собственности;

Х  развитие адаптационных возможностей компаний к новой технологии, включа€ нахождение потенциальных партнеров и сведение их вместе;

Х   осуществление транснациональных инновационных инициатив;

Х  распространение информации об инновационной политике —ообщества.

÷ентры созданы в 1995 г., уже действует 71 центр в 33 странах, оказана помощь более, чем 55 тыс. компаний. ÷ентры сами пред­ставл€ют собой сеть, их членами €вл€ютс€ 220 европейских орга­низаций, в их работе принимает участие более 1 тыс. консультантов. ¬ насто€щее врем€ создаютс€ транснациональные центры, вклю­чающие центры двух стран по принципу географической сопр€жен­ности или единого €зыка (англо-французский и немецко-швейцар-ские транснациональные центры).

¬ 1997 г. ≈  инициировала консультации по вопросу создани€ необходимых условий дл€ становлени€ инновационного бизнеса. Ќа основе их рекомендаций  омисси€ в 1999 г. начала выполн€ть программу стимулировани€ механизмов поддержки создани€ но­вых инновационных компаний (стади€ "старт-ар") и выделила на эти цели 15 млн евро.

¬ €нваре 2000 г. ≈  призвала к выработке единой исследова­тельской и инновационной политики на наднациональном и на­циональном уровн€х. ќна также предложила создать единое евро­пейское исследовательское пространство с учетом расширени€ ≈—, открыть национальные научно-исследовательские программы дл€ иностранных ученых на взаимной основе [2, с. 38; 5, с. 2].

¬ 2000 г. ≈вропейский союз вз€л курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знани€х. ¬ этой св€зи приоритетными направле­ни€ми де€тельности ≈— стали три области: научно-техническа€, инновационна€ и образовательна€ политика. ¬ частности, к уже существующей –амочной программе Ќ»ќ – добавлены нова€ –амочна€ программа по конкурентоспособности и инноваци€м (2007Ч2013 гг.), а также ѕрограмма интегрированных действий по непрерывному образованию. ¬ развитии этой стратегии преду­смотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала Ч увеличение расходов на Ќ»ќ – с текущих 1,9% до 3,0% ¬¬ѕ (на 2/з за счет инвестиций частной промышленности и на 7з Ч государственных расходов), а также расширение панъ­европейского сотрудничества в рамках европейской –амочной программы Ќ»ќ –. ќсновой новой научно-технической политики Ѕрюссел€ стало создание ≈вропейского научного и инновацион­ного пространства. (ќжидаетс€, что рост расходов на Ќ»ќ – до 3%-го уровн€ даст дополнительный годовой прирост ¬¬ѕ в раз­мере 0,5% и приведет к созданию ежегодно 400 тыс. дополнитель­ных рабочих мест после 2010 г.)

¬ 2003 г. ≈вропейска€  омисси€ разработала "дорожную карту" (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в Ќ»ќ –), предусматривающую изменение приоритетов в иннова­ционной политике стран ≈—, цель которых:

Х   повышение эффективности государственной поддержки иссле­дований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, усиление исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансировани€ на инвестиции в Ќ»ќ – частного бизнеса;

Х   переориентаци€ государственных ресурсов на исследовани€ и инновации путем увеличени€ эффективности государст­венных расходов, улучшение правил государственной помо­щи бизнесу и государственных контрактов;

Х   улучшение инновационной среды, в частности охраны интел­лектуальной собственности, правил конкуренции, финансо­вых рынков и налоговых систем.

ќдним из главных направлений инновационной политики ≈— €вл€етс€ противодействие переносу исследовательских мощностей европейских компаний за рубеж и "утечке мозгов" главным обра­зом в —Ўј, а в будущем также в »ндию и  итай. ¬ этих услови€х ≈  инициировала создание ≈вропейского технологического ин­ститута (EIT) Ч аналога американского MIT, основными задачами которого будет подготовка научных специалистов высокого уров­н€, создание инноваций и распространение результатов исследова­тельских разработок. ≈  намерена выделить новому институту в 2007Ч2013 гг. 1 млрд евро из фондов ≈— и обеспечить приток еще 1 млрд евро от промышленных компаний.

≈вропейские программы сотрудничества внос€т наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инно­вационной де€тельности. Ќаиболее крупные программы Ч –амоч­на€ программа Ќ»ќ – ≈— и программа "Ёврика".

—овместные проекты осуществл€ютс€ также в рамках создан­ной в 1970 г. программы  ќ—“ (сотрудничество в области научных и технических исследований), представл€ющей собой в насто€щее врем€ сетевую организацию. ћеханизм кооперации в рамках  ќ—“ основан на принципе согласованных действий. Ёто означает, что участники совместно разрабатывают проект, который затем осу­ществл€етс€ в национальных центрах за счет собственных источни­ков финансировани€. Ќа заключительной стадии результаты иссле­дований объедин€ютс€ и обобщаютс€.

¬ насто€щее врем€ в  ќ—“ участвует около 30 тыс. ученых и исследователей из 32 стран Ч членов  ќ—“ к более 50 институтов, в том числе 14 российских.

—труктурные фонды ≈— финансируют создание инновацион­ной инфраструктуры в отсталых районах —ообщества (в 1994Ч 1999 гг. по линии структурных фондов на эти цели было выделено 8,5 млрд Ё ё, в то врем€ как бюджет действовавшей в этот период 4-й рамочной программы Ќ»ќ – составил 13 млрд Ё ё).

–амочные программы Ќ»ќ – ≈—

1984 г. все Ќ»ќ –, проводимые под эгидой ≈—, объединены в п€тилетние рамочные программы Ќ»ќ – ≈—. –амочна€ программа утверждаетс€ и осуществл€етс€ —оветом министров ≈—. ќна реа­лизуетс€ через специальные программы со своим бюджетом, соста­вом участников и едиными правилами дл€ всех членов ≈—. —пе­циализированные программы взаимодополн€емы и охватывают все стадии инновационного процесса Ч от подготовки специалистов и проведени€ фундаментальных исследований до создани€ ин­новационных механизмов. ќтдельные программы предназначены специально дл€ обеспечени€ процесса инноваций.

ќсновной принцип действи€ ≈— Ч принцип дополнительности, т.е. ≈— принимает меры только тогда, когда страны-члены не могут достичь данных целей самосто€тельно, или, учитыва€ их важность и масштабность, когда они могут быть решены только под эгидой ≈—.

‘инансирование. ”частие ≈— в финансировании сотрудничест­ва осуществл€етс€ трем€ главными способами: пр€мым, косвен­ным и согласованным. ѕр€мой способ означает финансирование проектов полностью из бюджета ≈— (используетс€ в основном дл€ собственных исследовательских центров ≈—).  освенным спосо­бом финансируютс€ проекты, проводимые по контрактам нацио­нальными исполнител€ми в рамках программ ≈—. ¬ этом случае дотации ≈— составл€ют 50%, остальную часть оплачивает подр€д­чик. “аким способом финансируетс€ основна€ часть программ. ѕри согласованной форме финансировани€ ≈— берет на себ€ рас­ходы только по координации работ и обмену научно-технической информацией. ¬месте с тем границы между этими способами раз­мыты и вклад ≈— может мен€тьс€ в зависимости от характера про­граммы и стадии ее реализации. ќсновной принцип финансиро­вани€ Ч принцип субсидиарноеЩ (дополнени€). ‘инансируютс€ только те Ќ»ќ –, которые не могут быть выполнены силами стра­ны. ќбщий принцип Ч чем ближе Ќ»ќ – к стадии коммерческого использовани€, тем меньше дол€ ≈— в их финансировании.

»сследовательские фонды выдел€ютс€ по принципу качества про­ектов независимо от пропорционального участи€ страны в проекте или национальных квот (в этом их отличие от других международных орга­низаций или региональных фондов ≈—, действующих на основе квот).

ќтбор проектов. ѕроекты представл€ютс€ на конкурс, объ€в­л€емый ≈—. ѕроцедура отбора проектов включает три этапа:

1)  с помощью независимых экспертов ≈  составл€ет список за€вок, заслуживающих поддержки ≈—. Ќа этой стадии рассматри­ваетс€ только научно-технический аспект;

2)  список отобранных проектов передаетс€ на рассмотрение соответствующего комитета по данной программе. «десь может приниматьс€ во внимание и такой аргумент, как страновой баланс в размещении проектов;

3)  соответствующа€ генеральна€ дирекци€ комиссии ≈— при­нимает окончательное решение по проекту.

¬се программы проход€т текущий мониторинг и по оконча­нии выполнени€ получают заключительную оценку эффективно­сти [24, с. 202Ч210].

»нтеллектуальна€ собственность. »нформаци€ и результаты исследований доступны всем участникам проекта независимо от их финансового вклада. Ѕесплатна€ лицензи€ предоставл€етс€ ка­ждому партнеру.

‘инансирование Ќ»ќ –. ‘инансирование в рамочной программе составл€ет 4Ч5% государственных расходов на Ќ»ќ – в странах ≈—. ќднако основное назначение этой программы Ч стимулирова­ние транснационального и межинституционального сотрудничества в проведении доконкурентных исследований стратегического харак­тера, имеющих общеевропейское значение, создание и распростране­ние новых знаний, подготовка кадров, разработка стандартов.

ѕриоритеты. «а годы действи€ рамочных программ Ќ»ќ – ≈— произошло значительное изменение приоритетов. ≈сли в первых рамочных программах основное место отводилось исследовани€м в области энергетики, то в насто€щее врем€ главную роль играют информатика и жизнеобеспечение.  роме того, все большее вни­мание удел€етс€ стимулированию инноваций. ≈сли первые про­граммы были направлены в основном на проведение научных ис­следований, то в насто€щее врем€ программы нос€т горизонталь­ный характер, включа€ все этапы Ќ»ќ –, экспертизу, решение этических проблем науки.

ƒействовавша€ в 2002Ч2006 гг. шеста€ рамочна€ программа Ќ»ќ – ≈— предусматривала создание единого европейского иссле­довательского пространства, которое позволило бы сгладить раз­личи€ в уровн€х научного развити€ между странами-участницами, расширить мобильность научно-технических кадров, более активно привлекать специалистов из третьих стран.

ќсновной особенностью этой программы €вл€етс€ открытие дос­тупа –оссии к участию. ‘инансирование участи€ российских ученых в европейских проектах из бюджета ≈— осуществл€етс€ по прави­лам, аналогичным распростран€ющимс€ на членов ≈—. –оссийские специалисты, в частности, получили право участи€ в программе "“ехнологии информационного общества". ¬ данной программе особое внимание удел€етс€ фундаментальным исследовани€м. ¬о-первых, на эти цели выдел€етс€ сумма, сопоставима€ с финанси­рованием кооперационных проектов в области » “; во-вторых, создана нова€ структура Ч ≈вропейский исследовательский совет (European Research Council Ч ERC) по грантовой поддержке фун­даментальных исследований "на переднем крае науки". ÷ель финан­сировани€ Ч вы€вление исследовательских проектов, которые могут дать импульс развитию новых научных направлений, а также сниже­ние оттока научных кадров за рубеж, в частности, молодых талант­ливых ученых. ѕакет проектов будет формироватьс€ "снизу".

Ќа 2007Ч2013 гг. (седьма€ рамочна€ программа Ќ»ќ – ≈—) намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наибо­лее передовым научно-техническим направлени€м, в числе которых построение информационного общества (главный тематический приоритет), биотехнологи€ и геномика, нанотехнологи€ и новые материалы, космос, безопасность и т.д. —едьма€ программа в орга­низационном плане предполагает 8 направлений сотрудничества: создание центров "превосходства" в ходе сотрудничества исследо вательских лабораторий; запуск европейских технологических ини­циатив ("платформ", "карт" и т.д.); стимулирование фундаменталь­ных исследований путем развити€ конкуренции между исследова­тельскими группами; создание привлекательного климата дл€ лучших "умов" ≈вропы и мира; развитие исследовательской инфраструк­туры; улучшение координации национальных программ Ќ»ќ –; два новых направлени€ Ч космос и безопасность.

¬ отличие от шестой программы, концентрировавшей усили€ на создании и структурировании единого инновационного пространства, в седьмой программе основной акцент сделан на стратегических тематических направлени€х с учетом интересов частного бизнеса. ѕредусмотренное увеличение единого исследовательского бюджета станет "локомотивом" увеличени€ расходов на Ќ»ќ – как в госу­дарственном, так и в частном секторе. ¬торой раз за существование программы с 1984 г. на седьмую программу (2007Ч2013 гг.) выде­лено почти в три раза больше средств, чем на предыдущую, шес­тую (2002Ч2006 гг.). „астично этот рост св€зан с расширением ≈—, но главным образом с необходимостью создани€ единого европей­ского научного пространства. ѕервое двукратное повышение рас­ходов произошло в четвертой рамочной программе в 1994 г. Ѕюд­жет шестой программы составил 17,5 млрд евро, затем был увели­чен в св€зи с расширением членов до 19 млрд евро, бюджет седьмой превысит 50 млрд евро. —труктура расходов в седьмой рамочной программе (без бюджета ≈вратома) представлена в табл. 5.6.

ѕрограмма "Ёврика"

≈вропейска€ программа научно-технического сотрудничества в области высоких технологий "Ёврика" направлена на создание и поддержку международной сети научных и промышленных орга­низаций и содействие установлению контактов между ними в сфере Ќ»ќ –. Ќаучно-технические проекты осуществл€ютс€ в граждан­ской сфере и предназначены дл€ коммерческой реализации.

»стори€ создани€ "Ёврики". ¬ 1985 г. правительство ‘ранции выдвинуло инициативу по расширению научно-технического со­трудничества западноевропейских государств в цел€х приостановки отставани€ «ападной ≈вропы от —Ўј и японии в развитии совре­менных отраслей и производств и выхода вперед по р€ду "крити­ческих" направлений Ќ“ѕ.

ѕервоначальна€ иде€ рассматриваемой программы состо€ла в стимулировании межфирменного сотрудничества путем выделени€ дополнительных государственных средств исход€ из выработан­ных правительствами приоритетов. Ётим путем ‘ранци€ намере­валась воспреп€тствовать "утечке умов" в —Ўј и противопоста­вить европейскую промышленность конкурирующим американским компани€м, получавшим средства по линии —ќ».

ѕопул€рность "Ёврики" была вызвана тем, что отвечала инте­ресам стран «ападной ≈вропы. “ак, программа учитывала нежелание р€да стран подчин€ть национальную научно-техническую по­литику ≈—, давала возможность участи€ в сотрудничестве странам ≈ј—“, до этого остававшимс€ за рамками программ ≈—. ѕомимо этого правительства получили возможность финансировать ориен­тированные на рынок исследовани€ без ограничений, наложенных антитрестовским законодательством ≈— на рамочные программы, сконцентрированные на доконкурентных исследовани€х. ѕромыш­ленные фирмы привлекли в этой программе гибкость и отсутствие бюрократических препон, широкий спектр тематики, сохранение инициативы в руках предпри€тий и научно-исследовательских институтов. Ќаконец, "Ёврика" в определенной степени €вилась результатом стремлений ‘ранции к приобретению статуса миро­вой державы. »менно ‘ранци€ про€вл€ла наибольшую заинтере­сованность в реализации этой программы, €вилась ее организатором и ведущим исполнителем.

«а прошедшие годы "Ёврика" трансформировалась Ч иде€ государственного регулировани€ кооперации постепенно сошла на нет, программа превратилась в своего рода "зонтичный" механизм стимулировани€ межфирменного сотрудничества в разработке ин­новаций, изменились приоритеты сотрудничества.

ѕо мере своего развити€ "Ёврика" стала выполн€ть функции, не предусмотренные первоначальной концепцией, но вызванные практической необходимостью (в частности, направленные на ре­шение проблем разобщенности рынков и создани€ современной инфраструктуры). ѕродукци€, разработанна€ в ходе проектов "Ёв-рики", получает марку "Ёврика" (≈!), что значительно повышает ее статус в глазах потребител€. ”частие в программе открывает доступ к государственному и частному финансированию.

ѕостепенно программа начала играть роль информационного клуба, очень важную дл€ развити€ сотрудничества, так как на­личие информации о приоритетных направлени€х и конкретных проектах ускор€ет прин€тие решений относительно совместных работ, способствует вовлечению в кооперацию большего числа участников [25, с. 121 Ч127].

ќдной из целей "Ёврики" €вл€етс€ стимулирование участи€ в программе малых и средних фирм. ¬ насто€щее врем€ малые и сред­ние компании составл€ют около 40% участников проектов. ѕривле­чение малых и средних фирм ведетс€ по следующим направлени€м:

Х более эффективное использование уже существующих кана­лов св€зи и сетей, например через торговые палаты;

Х   активизаци€ существующих сетей в цел€х облегчени€ поиска партнеров, включа€ интернет-выставки и национальные бюро "Ёврики";

Х  помощь в подготовке проектов;

Х   интеграци€ малых и средних фирм в международные страте­гические аль€нсы;

Х  создание сети кооперации дл€ малых инновационных ком­паний;

Х  целева€ информаци€ об услугах "Ёврики", в частности, при поиске партнеров и финансовых средств.

¬ажным направлением де€тельности "Ёврики" стала подготовка управленческих кадров дл€ международных проектов.  роме того, "Ёврика" дополн€ет, а не подмен€ет, как это было на ранних эта­пах, де€тельность ≈— в области стандартизации. ѕо каналам пред­ставительства она может оказывать давление на правительства в цел€х ликвидации барьеров на пути внедрени€ результатов со­вместных работ. “ак, в конце 80-х гг. были созданы рабочие группы с участием представителей промышленности, правительства и дру­гих заинтересованных учреждений дл€ решени€ проблем унифи­кации по проектам разработки телевидени€ с высокой разрешаю­щей способностью и компьютеризации транспорта.

¬ св€зи с расширением ≈— "Ёврика" активно вовлекает в ре­гиональное сотрудничество заинтересованные учреждени€ стран ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы. “ак, успешно развивалось со­трудничество с компани€ми и Ќ»» „ехии, —ловакии, јвстрии и ѕольши в цел€х реструктуризации угольной и сталелитейной про­мышленности ћоравии и —илезии.

¬ насто€щее врем€ в программе участвует 37 стран и ≈—. ”ча­стниками €вл€ютс€ 15 стран ≈—, а также »сланди€, Ўвейцари€, “урци€, »зраиль, ’орвати€, „ехи€, Ёстони€, ¬енгри€, Ћатви€, Ћитва, ѕольша, –умыни€, –осси€, —ловаки€, —ловени€,  ипр, —ан-ћарино, —ерби€ и „ерногори€, ”краина и ћонако (јлбани€ и Ѕолгари€ представлены только организаци€ми).

»нициировали "Ёврику" 17 стран и ≈—. ¬ 1985 г. было прин€то 10 проектов, в 1986 г. Ч 99. Ќаибольшее число проектов утвер­ждено в 1992Ч1993 гг., во врем€ председательства ‘ранции.

“ипы проектов. ¬ насто€щее врем€ в "Ёврике" разрабатываетс€ три типа проектов: "зонтичные", "кластерные" и "инновационные" (отдельные). "«онтичные" формируют сеть в одной области техно­логии или сфере бизнеса с целью стимулировани€ новых конкрет ных проектов в этой сфере. "«онтичные" проекты действуют в ин­формационной технологии Ч "ECONTEC" (2005Ч2008 гг.), меди­цине и биотехнологии Ч "EUROAGRI+" (2003Ч2009 гг.), охране окружающей среды Ч "EUROINVIRON" (1989Ч2010 гг.), разра­ботке лазеров Ч "EULASNET" (2006Ч2010 гг.), а также в области новых материалов, робототехники и транспорта.

" ластерные" представл€ют собой долгосрочные стратегиче­ские проекты, участниками которых €вл€етс€ большое число ве­дущих европейских крупных компаний и малых и средних фирм. »х цель Ч разработка перспективных технологий, играющих ключевую роль дл€ повышени€ конкурентоспособности европей­ской промышленности. ”частники кластеров разрабатывают еже­годные "дорожные карты". ќсновные кластеры действуют в » “, биотехнологии, энергетике и робототехнике. ¬ насто€щее врем€ действует 8 кластеров, в том числе в области информационной тех­нологии Ч "MEDEA+" (2001Ч2008 гг.), "ITEA" (1998Ч2009 гг.), "ITEA2" (2006Ч2014 гг.), "EURIPIDES" (2006Ч2013 гг.); в области медицины и биотехнологии Ч "EUROFOREST (IMP) " (1999Ч2011 гг.), телекоммуникаций Ч "CELTIC" (2003Ч2008 гг.), альтернативной энергетики Ч "EUROGIA " (2004Ч2008 гг.)

ќтдельные, или "инновационные", проекты инициируютс€ малым и средним бизнесом в цел€х разработки в основном высокотехно­логичной продукции потребительского назначени€ и ее скорейшей коммерциализации. ћалые и средние компании доминируют как в "кластерных", так и "инновационных" проектах (табл. 5.7).

«а 1985Ч2005 гг. за врем€ действи€ "Ёврики" было выполнено 1600 "инновационных" проектов, на реализацию которых было затрачено более 9,5 млрд евро частных и государственных средств, и 130 "кластерных" Ч на сумму 8,8 млрд евро. ¬ 2006 г. в ста­дии исполнени€ находилось около 700 проектов стоимостью 1,7 млрд евро, в которых задействовано 2,8 тыс. участников, вклю­ча€ 1770 промышленных компаний, 435 университетов, 491 иссле­довательский центр. ѕримерно в 40% проектов принимает участие более 6 организаций. Ѕолее подробно структура финансировани€, количественный состав проектов и участников представлена по данным за 2005 г. (табл. 5.8).

ќсобенности финансировани€. ¬ отличие от рамочных программ ≈— в "Ёврике" отсутствует централизованное финансирование. ‘и­нансирование проектов осуществл€етс€ из трех источников: рынок частных капиталов, государственные ассигновани€, средства ≈—.

“аблица 5.7

—труктура участников проектов "Ёврики", %

”частники

"»нновационные" проекты

" ластерные"

проекты

 рупные компании

23

30

ћалый и средний бизнес

42

42

”ниверситеты

15

17

»сследовательские центры

17

ќценка эффективности бюджетных расходов на Ќ»ќ – Ќалоговое стимулирование “рансфер технологий —оздание инновационной среды –еструктуризаци€ сферы Ќ»ќ – —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЌќћ»„≈— »≈ ÷≈Ћ» » «јƒј„» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я –≈√»ќЌјЋ№Ќџ’ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ’ —“–ј“≈√»… ‘ќ–ћџ » ћ≈“ќƒџ –≈јЋ»«ј÷»» —“–ј“≈√»» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ√ќ Ќј”„Ќќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я Ќј”„Ќџ≈ (»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈) ѕј– » »Ќ ”Ѕј“ќ–џ ћјЋќ√ќ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј 

{LTS}

ѕартнеры сайта
 
–еклама:

–ассылки Subscribe.Ru
—овременное образование
ѕодписатьс€ письмом


Ќовости:


Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>
 

ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение'
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение' ѕриглашаютс€ преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

»Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

јвтономна€ некоммерческа€ организаци€ высшего профессионального образовани€ »Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...