≈диный центр дистанционного образовани€. Ёкономика и развитие предпри€ти€

«аочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
 арта сайта |  онтакты | √лавна€ |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
—ущность пон€ти€ Ђорганизаци€ї  
ѕредмет и метод теории организации  
“еори€ организации и смежные области научных знаний  
“еори€ организаций как ветвь теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбщее и особенное в соотношении пон€тий Ђорганизаци€ї и Ђсистемаї  
—истемные свойства организации  
ќрганизаци€ и управление  
»спользование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбща€ характеристика процесса самоорганизации  
—амоорганизаци€ как источник пор€дка и развити€ систем  
ќтличи€ и сходства социальной и биологической эволюции  
¬заимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
Ђ«аконї, Ђзакономерностьї, Ђзависимостьї как общенаучные категории  
законы организации и характер их про€влени€  
¬заимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
—ущность и содержание принципов организации  
—татика организации  
—труктуры непосредственного взаимодействи€.  
—труктуры отношений иерархической соподчиненности.  
—труктуры пропорциональных соотношений.  
ћатрична€ структура.  
ѕринципы структуризации организации - правила построени€ рациональных структур  
÷елеполагание.  
ѕриоритет функций над составом звеньев.  
ѕриоритет объекта над субъектом.  
јдаптивность.  
ѕолна€ координаци€.  
ћинимум сложности.  
ѕолномасштабность.  
ѕределы автономности.  
—очетание централизации и децентрализации.  
¬заимосогласованность вертикали и горизонтали.  
≈динство распор€дительства.  
ƒиапазон контрол€.  
ƒинамика организации  
ѕроцессы образовани€ системы  
ѕроцессы роста системы  
ѕроцессы развити€ системы  
ѕроцессы функционировани€ системы  
ѕроцессы регрессировани€ системы  
ѕроцессы разрушени€ системы  
ѕринципы процессуализации  
Ќаправленность.  
ѕр€моточность.  
–езультативность.  
Ёффективность.  
¬осприимчивость.  
»нформативность.  
Ќадежность.  
ќперативность.  
√ибкость.  
ѕараллельность.  
–итмичность.  
—инхронность.  
ѕринципы рационализации  
 онцептуализаци€.  
јлгоритмизаци€.  
Ќормализаци€.  
—истематизаци€.  
 лассификаци€.  
 онцентраци€.  
—пециализаци€.  
—тандартизаци€.  
ѕроцессы.  
ѕроцедуры.  
–езультаты.  
—труктуры.  
—истемы обеспечени€ де€тельности  
”нификаци€.  
ѕерсонификаци€.  
–егламентаци€.  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈  
“еоретические основы моделировани€ объектов проектировани€  
ћоделирование функций.  
ћоделирование развити€  
ќпределение целей, задач и этапов проектировани€  
Ёкспертиза проектов  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–ј«¬»“»≈ ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— ќ… ћџ—Ћ» ¬ –ќ——»» » «ј –”Ѕ≈∆ќћ  
Ёволюци€ научных взгл€дов на организационно-управђленческую де€тельность  
–оссийский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
 ультура как продукт цивилизации  
ќрганизационна€ культура: пон€тие, содержание и типологи€  
ќрганизационна€ культура и результативность де€тельности  
 ультура безде€тельного использовани€  
 ультура полного экстенсивного использовађни€  
 ультура нерационального интенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального неинтенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального интенсивного исђпользовани€  
¬заимосоответствие между компонентами организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–уководитель - организатор системы управлени€  
–уководитель - организатор трудового коллектива  
ќрганизационные методы руководства  
ќрганизаторские качества руководител€  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»

ѕартнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ёј при прин€тии ”–

 
 
 
 
 
 
 
 

Ёкономика машиностроительного предпри€ти€

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ѕредмет и метод теории организации

Ћюба€ современна€ теори€ представл€ет собой систе­му научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых €влений, их внутренние необходимые св€зи, законы функционировани€ и раз­вити€. “еори€ выполн€ет объ€снительную функцию. ќна показывает: какими свойствами и св€з€ми располагает объект исследовани€, каким законам он подчин€етс€ в своем функционировании и развитии. ѕо€вление новой теории оправданно лишь тогда, когда открываютс€ собст­венные объект и предмет исследовани€. ќбъектом позна­ни€ обычно считают то, на что направлена познавательна€ де€тельность исследовател€, а предметом - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношени€ объек­та. — теоретико-познавательной точки зрени€ и объект, и предмет познани€ - феномены однопор€дковые, относ€тс€ к окружающей нас действительности и противосто€т субъ­екту. ѕоэтому при общей характеристике объекта и субъ­екта некоторые авторы не различают пон€тий Ђобъектї и Ђпредмет познани€ї. ”словность разделени€ этих пон€тий просматриваетс€ и в теории организации. „то же послужи­ло толчком к созданию теории организации? „то в ней содержитс€ такого, что не нашло отражени€ в других раз­делах науки? Ќа эти вопросы можно найти ответы в Ђ“ектологии...ї ј.ј. Ѕогданова и в трудах его последователей.

»сходным пунктом теории организации €вл€етс€ при­знание за этой теорией особого, собственного подхода к изучению каждого €влени€ материального и духовного мира с позиций организационного опыта. — этой точки зрени€ любой исследуемый объект может быть рассмотрен как отношение между част€ми целого или целого с окру­жающей его внешней средой. ѕри этом вы€сн€етс€, что законы организации едины дл€ любых объектов, а сами разнородные €влени€ отождествл€ютс€ через аналогию св€зей и закономерностей.

Ђ... структурные отношени€, - пишет ј.ј. Ѕогданов, - могут быть обобщены до такой же степени формаль­ной чистоты схем, как в математике отношени€ вели­чин, и на этой основе организационные задачи могут ре­шатьс€ способами, аналогичными математическим. Ѕолее того, отношени€ количественные € рассматриваю как осо­бый тип структурных и саму математику - как раньше развившуюс€, в силу особых причин, ветвь всеобщей орга­низационной науки; этим объ€сн€етс€ гигантска€ практи­ческа€ сила математики как оруди€ организации жизниї (16. кн. 2. с. 309).

¬ теории организации объектом изучени€ выступает организационный опыт окружающей нас действительно­сти. ѕри этом основные задачи познани€ заключаютс€ в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой де€тельности, объ­€снении и обобщении этих способов, установлении тен­денций и закономерностей их развити€ и роли Ђв экономии мирового процессаї. ќбщий план этой теории (по ј.ј. Ѕогданову, всеобщей организационной науки) Ђана­логичен плану любой из естественных наук, но объект существенно инойї. “еори€ организации Ђимеет дело с организационным опытом не той или иной специальной отрасли, но всех их в совокупности; другими словами, она охватывает материал всех других наук и всей той жизнен­ной практики, из которой они возникли; но она берет его только со стороны метода, т.е. интересуетс€ повсюду спо­собом организации этого материалаї (16. кн.1, с. 127).

ѕредмет теории организации - организационные от­ношени€, т.е. св€зи и взаимодействи€ между различного рода целостными образовани€ми и их структурными со­ставл€ющими, а также процессы и действи€ организующей и дезорганизующей направленности. ћногообразие видов организационных отношений достаточно нагл€дно рас­крываетс€ через введенные ј.ј. Ѕогдановым регулирую­щие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой): ингрессии (Ђвхождениеї, обра­зование св€зующего промежуточного звена между разно­родными звень€ми при формировании новой целостности); дезингрессии (Ђвхождениеї, образование нейтрализующе­го, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной св€зи (объединени€ посредством общих звеньев): отбора и подбора, стихийно регулирую­щих мер; бирегул€ции (обратной св€зи); эгрессии и дег­рессии (централистский и скелетный способы формировани€ комплексов). Ѕолее подробно указанные регулирую­щие механизмы описаны в (16). “аким образом, теори€ организации, как метко подметил ј.ј. Ѕогданов, есть тео­ри€ организационных отношений.

»нструментом теоретического исследовани€ предмета €вл€етс€ научный метод. “ермин Ђметодї происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает Ђпуть к чему-либої. ѕод методом понимаетс€ упор€дочен­на€ де€тельность по достижению определенной цели. ѕо­знавательна€ де€тельность человека может быть теорети­ческой и практической, поэтому пон€тие Ђметодї в равной степени относитс€ и к теории, и к практике. Ќаучный ме­тод св€зан с действи€ми ученого и представл€ет собой совокупность мыслительных или физических опера­ций, осуществл€емых в ходе исследовани€. ¬ нем за­ключено знание процедур дл€ получени€ нового знани€.

¬ основе формировани€ метода лежат свойства, осо­бенности, законы исследуемого объекта, а также направ­ленна€ де€тельность ученого, обладающего определенны­ми потребност€ми, возможност€ми и способност€ми.

“аким образом, научный метод €вл€етс€ одновремен­но и результатом научной де€тельности человека, и сред­ством его дальнейшей работы.

¬ процессе научного труда возникает новое знание, которое методологически осмысливаетс€ и пополн€ет на­бор познавательных средств. ћетод предстает в этом слу­чае продуктом научного исследовани€.

¬се сказанное о научном методе полностью относитс€ к методу теории организации. »сход€ из этого, можно за­ключить, что метод теории организации есть набор тео­ретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организа­ционного) инструментари€ дл€ исследовани€ системы организационных отношений. ћетод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследовани€ (организационный опыт и систему организационных от­ношений), но предписывает исследователю, какие и как примен€ть средства исследовани€, чтобы получить истин­ные знани€ о предмете.

»звестно, что методы вс€кой науки определ€ютс€ ис­ход€ из специфики решаемых задач. «адача теории органи­зации состоит в систематизации и осмысливании органи­зационного опыта, состо€щего из множества факторов. ќтсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познани€ €вл€етс€ индукци€.

»ндукци€ - движение мысли от единичного к всеоб­щему, от знани€ меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

ќбосновыва€ индукцию как метод всеобщей органи­зационной науки, ј.ј. Ѕогданов утверждал, что поскольку тектологи€ Ђдолжна изучать различные комплексы с точки зрени€ их организованности и дезорганизованностиї, то требуетс€ отвлечьс€ от конкретного характера элементов, составл€ющих эти комплексы, заменить их безразличными символами и выразить св€зь их абстрактной схемой. Ёту схему мы будем сравнивать с другими аналогично полу­ченными схемами и этим путем вырабатывать тектологическое обобщение, дающее пон€тие о формах и типах организации: индуктивный метод исследовани€.

»ндукци€ представл€ет три основные формы: обобщающе-описательную, статистическую и абстрактно-аналитическуюї (16, кн. 1, с. 129).

¬ отличие от специальных наук, где обобщающие описани€ конкретны, в теории организации они должны носить более отвлеченный характер. «десь все фигури­рующие элементы, комплексы, взаимосв€зи, комбинации, представлени€, идеи достаточно символичны, и нужно найти дл€ них такую формулировку, котора€ бы подходила дл€ всего множества разнородных элементов.

—татистический метод заключаетс€, как известно, в количественном учете факторов и частоте их повтор€емо­сти. »сследование массовых €влений окружающего мира с использованием методов теории веро€тностей, группиро­вок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позвол€ет устанавливать характер и устойчивость организационных св€зей структурных элементов в различ­ных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. ћожно, к примеру, оценить синергетический эффект целого, т.е. установить, насколько целое больше или меньше простой арифметической суммы его частей, или подсчитать количественные значени€ таких характеристик организованности, как пропорциональ­ность, ритмичность, синхронность, частота или редкость возникновени€ тех или иных сочетаний и комбинаций и др.

“аким образом, статистический метод не только игра­ет активную роль в обработке групп конкретных факторов про€влени€ организационных отношений, но и способст­вует нахождению устойчивых св€зей и закономерностей между ними.

Ѕолее высокаї ступень исследовани€ достигаетс€ с помощью абстрактно-аналитического метода. — его по­мощью устанавливаютс€ законы €влений, отражающие св€зи и посто€нные тенденции. —редством дл€ этого слу­жит Ђабстрагированиеї, т.е. мысленное выделение сущест­венных свойств и св€зей предмета, отвлечение от частно­стей, что позвол€ет увидеть в чистом виде основу изучае­мых €влений.

јбстрагирование может выполн€тьс€ реально, как это бывает в процессе проведени€ точных экспериментов есте­ственных наук, и мысленно, в форме научных пон€тий и категорий. ¬о всех случа€х абстрагирование осуществл€­етс€ либо путем вычленени€ исследуемого €влени€ из не­которой целостности, либо путем составлени€ обобщенной картины изучаемого €влени€, либо путем замены реально­го эмпирического €влени€ идеализируемой схемой.

”дивительно €ркие образцы применени€ абстрактного метода в “еории организации приведены в Ђ“ектологии...ї ј.ј. Ѕогданова. Ќа примере экспериментов по созданию Ђискусственной клеткиї он доказывает, что с помощью абстрагировани€ можно выделить то общее, что присуще только организационной науке. ѕутем экспериментального составлени€ коллоидных смесей, близких по физическому строению к живой протоплазме, ученым удалось воспро­извести главнейшие двигательные реакции одноклеточных организмов: передвижение посредством выпускаемых ложноножек, захватывание и обволакивание твердых час­тиц.   какой области науки можно отнести эти опыты?   биологии? Ќо ее предмет - живые тела.   физике коллоид­ных тел? Ќо речь идет не о механизмах физических про­цессов, а о новом использовании процессов жизни. ясно, что эти опыты могут быть объ€снены с позиций той науки, задачи которой состо€т в изучении общего строени€ живо­го и неживого в природе, об основах организации вс€ких форм. Ђѕеред нами, - пишет ј.ј. Ѕогданов, - экспери­мент, в котором от жизненной функции Ђотвлекаетс€ї как раз то, что мы привыкли считать собственно Ђжизньюї, все специфически частное в ней, и остаетс€ только ее об­щее строение, основа ее организацииї (16. кн. 1, с. 132).

ƒругой доказательный пример. Ђ—таринный экспери­мент ∆. ѕлато путем вращени€ жидкого шара в уравнове­шивающей его среде (другой жидкости того же удельного веса) воспроизводит картину колец —атурнаї. Ђќп€ть-таки, из какой это научной области? - спрашивает ј.ј. Ѕогда­нов, - ни гидромеханика, ни космогони€ не могут с пол­ным правом присвоить себе этот опыт, относ€щийс€ к во­просам основной архитектуры мира. ќн по существу и полностью принадлежит организационной наукеї (16, кн. 1, с. 133).

ќбща€ картина, которую дает нам абстрагирование, недостаточна дл€ полного познани€ объекта. „тобы более глубоко изучить €вление, надо его разложить, расчленить на составные части, выделить его отдельные признаки. ћысленное расчленение изучаемого €влени€ на его со­ставные части с целью их изучени€ называетс€ анализом, а метод разложени€ и оперирование с упрощенными объ­ектами и услови€ми носит название Ђаналитическийї. јб­страктно-аналитический метод позвол€ет вычленить из общей массы €влений современного динамичного мира универсальные законы организации, нос€щие всеприродный характер, а последующее использование синтеза, дедукции создает услови€ дл€ новых теоретических обобще­ний и практических выводов.

“акова основна€ характеристика метода теории орга­низации.  ак видно из приведенных описаний, он интег­рирует в себе приемы общенаучного познани€, символизм математики и экспериментальный инструментарий естест­венных наук. ќднако картина будет недостаточно полной, если не сказать, что в исследовании организационных про­блем большое место отводитс€ системному и социально-историческому подходам, что подробно рассмотрено во второй главе.

 



ћј– ≈“»Ќ√ ѕ≈–≈ƒј„» “≈’ЌќЋќ√»… ¬ –јћ ј’ ¬≈–“» јЋ№Ќќ… »Ќ“≈√–ј÷»» ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»…, »Ќ»÷»»–ќ¬јЌЌџ’ ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ≈ћ ћј– ≈“»Ќ√ »ЌЌќ¬ј÷»… » —“–ј“≈√»» ¬ ”—Ћќ¬»я’  ќЌ¬≈–—»» Ќ»ќ – “≈ќ–»я ќ–√јЌ»«ј÷»» —ущность пон€ти€ Ђорганизаци€ї “еори€ организации и смежные области научных знаний “еори€ организаций как ветвь теории организации –езюме  онтрольные вопросы ќбщее и особенное в соотношении пон€тий Ђорганизаци€ї и Ђсистемаї 

{LTS}

ѕартнеры сайта
 
–еклама:

–ассылки Subscribe.Ru
—овременное образование
ѕодписатьс€ письмом


Ќовости:


Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>
 

ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение'
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение' ѕриглашаютс€ преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

»Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

јвтономна€ некоммерческа€ организаци€ высшего профессионального образовани€ »Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...