≈диный центр дистанционного образовани€. Ёкономика и развитие предпри€ти€

«аочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
 арта сайта |  онтакты | √лавна€ |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
—ущность пон€ти€ Ђорганизаци€ї  
ѕредмет и метод теории организации  
“еори€ организации и смежные области научных знаний  
“еори€ организаций как ветвь теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбщее и особенное в соотношении пон€тий Ђорганизаци€ї и Ђсистемаї  
—истемные свойства организации  
ќрганизаци€ и управление  
»спользование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбща€ характеристика процесса самоорганизации  
—амоорганизаци€ как источник пор€дка и развити€ систем  
ќтличи€ и сходства социальной и биологической эволюции  
¬заимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
Ђ«аконї, Ђзакономерностьї, Ђзависимостьї как общенаучные категории  
законы организации и характер их про€влени€  
¬заимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
—ущность и содержание принципов организации  
—татика организации  
—труктуры непосредственного взаимодействи€.  
—труктуры отношений иерархической соподчиненности.  
—труктуры пропорциональных соотношений.  
ћатрична€ структура.  
ѕринципы структуризации организации - правила построени€ рациональных структур  
÷елеполагание.  
ѕриоритет функций над составом звеньев.  
ѕриоритет объекта над субъектом.  
јдаптивность.  
ѕолна€ координаци€.  
ћинимум сложности.  
ѕолномасштабность.  
ѕределы автономности.  
—очетание централизации и децентрализации.  
¬заимосогласованность вертикали и горизонтали.  
≈динство распор€дительства.  
ƒиапазон контрол€.  
ƒинамика организации  
ѕроцессы образовани€ системы  
ѕроцессы роста системы  
ѕроцессы развити€ системы  
ѕроцессы функционировани€ системы  
ѕроцессы регрессировани€ системы  
ѕроцессы разрушени€ системы  
ѕринципы процессуализации  
Ќаправленность.  
ѕр€моточность.  
–езультативность.  
Ёффективность.  
¬осприимчивость.  
»нформативность.  
Ќадежность.  
ќперативность.  
√ибкость.  
ѕараллельность.  
–итмичность.  
—инхронность.  
ѕринципы рационализации  
 онцептуализаци€.  
јлгоритмизаци€.  
Ќормализаци€.  
—истематизаци€.  
 лассификаци€.  
 онцентраци€.  
—пециализаци€.  
—тандартизаци€.  
ѕроцессы.  
ѕроцедуры.  
–езультаты.  
—труктуры.  
—истемы обеспечени€ де€тельности  
”нификаци€.  
ѕерсонификаци€.  
–егламентаци€.  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈  
“еоретические основы моделировани€ объектов проектировани€  
ћоделирование функций.  
ћоделирование развити€  
ќпределение целей, задач и этапов проектировани€  
Ёкспертиза проектов  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–ј«¬»“»≈ ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— ќ… ћџ—Ћ» ¬ –ќ——»» » «ј –”Ѕ≈∆ќћ  
Ёволюци€ научных взгл€дов на организационно-управђленческую де€тельность  
–оссийский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
 ультура как продукт цивилизации  
ќрганизационна€ культура: пон€тие, содержание и типологи€  
ќрганизационна€ культура и результативность де€тельности  
 ультура безде€тельного использовани€  
 ультура полного экстенсивного использовађни€  
 ультура нерационального интенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального неинтенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального интенсивного исђпользовани€  
¬заимосоответствие между компонентами организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–уководитель - организатор системы управлени€  
–уководитель - организатор трудового коллектива  
ќрганизационные методы руководства  
ќрганизаторские качества руководител€  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»

ѕартнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ёј при прин€тии ”–

 
 
 
 
 
 
 
 

Ёкономика машиностроительного предпри€ти€

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ќтличи€ и сходства социальной и биологической эволюции

 

ѕроцесс самоорганизации лежит в основе развити€, как производительных сил общества, так и экономической  и социальной систем общества. „ем выше находитс€ система на лестнице эволюции, тем сложнее процессы ее са­моорганизации. ѕринципиальное значение здесь имеют различи€ и сходства самоорганизации и соответственно эволюции, наблюдающиес€, с одной стороны, в неживой и живой природе, а с другой - в живой природе и обществе.

ќпредел€ющие отличи€, прежде всего, состо€т в том, что навыки, умени€, знани€ и опыт не передаютс€ по наследству, а усваиваютс€, приобретаютс€, наследуютс€ в ходе обучени€ и воспитани€, как в семье, так и в школе и  других социальных коллективах и группах. ≈сли в ходе биологической эволюции происходит наследование и пе­редача чисто генетических свойств и факторов, то в про­цессе социальной эволюции передаютс€ навыки, знани€, правила поведени€ и другой социальный опыт, что выра­жаетс€ термином Ђсоциально-культурна€ традици€ї. ¬аж­но также иметь в виду, что при генетическом наследовании передаютс€ лишь генетические признаки родителей, а со­циально-культурна€ эволюци€ сопровождаетс€ освоением традиций и опыта многочисленных социальных коллекти­вов и общества в целом. »менно по этой причине социаль­на€ эволюци€ происходит несравнимо быстрее, чем биоло­гическа€. Ќельз€ также не заметить, что если биологиче­ска€ эволюци€ рода homo sapiens фактически завершилась, то социально-культурна€ эволюци€ набирает новые темпы. ќднако и здесь велика роль образовани€ и воспитани€. ѕыта€сь разложить интеллект по полочкам, ученые выде­лили 120 его компонентов. ѕоэтому лучше говорить о на­следовании лишь отдельных Ђслагаемыхї. Ќапример, про­странственное мышление обусловлено наследственностью на 50 процентов. Ћогическое - передаетс€ от родителей на 60 процентов. „увства слуха, цвета и зрени€ - на 70 про­центов. ≈сли от отца - гениального математика - ребенку достанутс€ хот€ бы несколько Ђталантливых геновї и он получит хорошее образование, то станет хорошим матема­тиком, хот€ и не об€зательно таким выдающимс€, как отец. ј если этот ребенок будет расти в других услови€х, в иной семье, его способности могут и вовсе не развитьс€.

Ќар€ду с различи€ми следует учитывать определенные сходства, аналогии и даже единства между биологической и социальной эволюци€ми. ќбъедин€ющим здесь служит то, что они совершаютс€ постепенно и, что еще более су­щественно, эволюционные изменени€ обусловлены со­сто€нием окружающей природной среды и €вл€ютс€ ре­зультатом адаптации, приспособлени€ к ней живых орга­низмов или социальных коллективов. «десь динамика внутренних факторов самоорганизации определ€етс€ зако­номерност€ми и логикой сферы естествознани€.

—в€зь и различие между биологической и социальной эволюцией корен€тс€ в двойственной природе самого че­ловека, который по своей генетической природе - сущест­во биологическое, но, с другой стороны, его де€тельность осуществл€етс€ в обществе и, следовательно, не может не отличатьс€ от поведени€ живых существ. — завершением антропогенеза человек, сохран€€ свою биологическую природу, превращаетс€ вместе с тем в общественное суще­ство. „еловеческа€ де€тельность включает не только есте­ственные, природные, но и искусственные Ђсверхприрод­ныеї, социальные и культурные факторы. ѕревраща€сь в Ђсверхорганизмї и в этом новом качестве во многом поры­ва€ дотоле существовавшие св€зи с природой, человек выражает свою родовую сущность в создании Ђсверхпри­родыї, материальные и духовные составл€ющие которой охватываютс€ пон€ти€ми Ђвтора€ природаї и Ђкультураї.

—ледовательно, специфика человека как биосоциаль­ного существа состоит в том, что его превращение в суще­ство Ђсверхбиологическоеї в основном высвободило его из-под власти эволюционных механизмов. — этого момента его адаптаци€ должна рассматриватьс€ не как приспособ­ление к изменени€м внешней природной среды, а как ак­тивное практическое изменение этой среды сообразно соб­ственным потребност€м. ѕри этом сами потребности уже не могут быть пон€ты в однозначном биологическом значении, хот€ и с превращением человека в Ђсверхорганизмї, удовлетворение непосредственно жизненных потребностей остаетс€ самоочевидным базисом его жизнеде€тельности. Ќо над этим базисом вырастает целый р€д культурных потребностей: человек утверждает свое физическое суще­ствование дл€ того, чтобы удовлетвор€ть свои высшие потребности, выраженные в его цел€х и ценност€х. ƒо определенного времени, пока могущество цивилизации было ничтожно мало по сравнению с мощностью процессов самоорганизации природы, проблемы, относ€щиес€ собственно к человеку, можно было Ђвычленитьї из всего множества вопросов, которые приходилось решать люд€м.

»зуча€ экономические проблемы, можно было не при­давать серьезного значени€ взаимосв€з€м человека и при­роды, считать воздействие их друг на друга практически посто€нным, а поэтому мало что мен€ющим в существе самодостаточных социогенетических, социоэкологических и экономических процессов. » реально за врем€ жизни одного поколени€ изменени€ в воздействии общества на природу были весьма незначительными и мало что ме­н€ющими в ней. Ёто и есть свидетельство того, что чело­век обречен на монопольное положение в мире - такова его судьба. „еловек должен найти в себе силы установить систему Ђантимонопольных законовї, им€ которой Ђприн­ципы коэволюции и окружающей средыї.

— того момента, как человек стал Ђгеологообразующим факторомї на «емле, что €вилось важнейшим этапом всего характера эволюции ¬селенной и постепенного приобретени€ ею фрагментов направл€емого развити€, уже нельз€ Ђвычлен€тьї проблемы человека и общества. —в€зь Ђчеловек Ч природа Ч человекї становитс€ определ€ющей в социально-экономическом развитии. »ллюстрацией мо­жет служить характер человеческой де€тельности в позна­нии химической формы движени€ материи. «десь совре­менные темпы синтетического творчества новых соедине­ний прин€ли поистине устрашающий характер. Ќыне еже­годно фиксируетс€ получение 10 Ц 10 новых веществ. ѕрирода отстала в этой Ђгеологическойї де€тельности человека, котора€ €вл€етс€ важнейшим этапом изменени€ всего характера эволюции, что делает необходимым не только согласование, но и обеспечение взаимосв€занной совместной, взаимообусловленной эволюции природы и человека, т.е. социогенетической, социоэкологической системы, получившей название - Ђпринцип коэволюцииї. ѕервым, кто что пон€л, был ¬.». ¬ернадский.

≈го учение служит основой научного и практического решени€ проблем св€зи и различи€ между биологической и социальной эволюцией. √лавным €вл€етс€ смещение ак­центов от эволюции общественного развити€ к коэволю­ции человека, общества и природы.

„еловечество, дл€ того чтобы обеспечить свое буду­щее, должно не только надлежащим образом примен€ть характеристики биосферы, удовлетвор€€ те или иные свои потребности, Ђвластвовать над природойї, но и измен€ть и свои собственные потребности, направл€ть свои действи€ сообразно тем требовани€м, которые ставит природа. Ёти услови€ теперь прин€то называть экологическим импера­тивом. ќбеспечение экологического императива невоз­можно без особой организации общества. Ѕиосфера без человека может существовать, но человек вне биосферы жить не может. «начит, при определенной степени разви­ти€ производительных сил человек становитс€ ответствен­ным за процесс самоорганизации и организацию развити€ общества и биосферы. Ѕолее того, если дальнейшее разви­тие человека, его благополучие требует точной согласо­ванности процессов, протекающих в мире неживой мате­рии, обеспечиваемых механизмами естественной самоор­ганизации, то обеспечение согласованности характеристик природной среды и общества может быть осуществлено только разумом и волей человека, т.е. при соответствую­щей организации должны возникнуть структуры, способ­ные обеспечить направл€емое развитие биосферы, челове­ческого общества, его производительных сил и воспроиз­водственных отношений в сфере экономики. Ёто означает, что человек, в первую очередь, должен знать границы тех воздействий на биосферу, которые не приведут к бифурка­ционным значени€м ее параметров, что может повлечь непредсказуемые изменени€ характеристик окружающей среды. ¬ результате может возникнуть така€ биосфера, в которой места человеку уже не будет.

¬ыработка новых норм поведени€, целесообразность, эффективность и полезность новых навыков, знаний, опыта в дальнейшем закрепл€ютс€ как традиции и передаютс€ новым поколени€м. √армоничное протекание процесса закреплени€ традиции и передача их новым поколени€м предъ€вл€ет высокие требовани€ к квалификации и про­фессиональному образованию рабочего, участвующего в производстве, в качестве Ђконтролера и регулировщикаї. Ѕолее того, дл€ него становитс€ необходимым посто€нное обновление и расширение своих профессиональных зна­ний. ¬ажным элементом его производственных функций становитс€ способность к самосто€тельному творческому поиску. ¬ свою очередь, труд научно-технического работ­ника все в большей мере становитс€ необходимой состав­ной частью, стороной производственного процесса. “аким образом, в производственном процессе место рабочего по многим существенным характеристикам практически сов­падает с местом научно-технического работника. ¬месте с тем и сегодн€, и в близкой перспективе существуют и бу­дут существовать в довольно значительном объеме виды неквалифицированного труда. —осуществование двух этих форм труда, все более онаучиваемого, интеллектуализированного, €вл€етс€ одним из источников новых противоре­чий, с которыми сталкиваетс€ общество в ходе своего раз­вити€. ¬едь кажда€ из этих форм труда порождает и вос­производит не только присущий ей тип отношени€ к труду, но и специфические особенности ценностных ориентаций и установок человека, его мировоспри€ти€ и отношени€ к окружающему, всего уклада его жизни.

¬ процессе эволюции возникли присущие человеку ес­тественные силы его труда, которые позвол€ют непосред­ственно осуществл€ть основные элементы, функции труда: физические, в которых можно выделить технологические (воздействие на предмет труда), транспортные (перемеще­ние продукта труда и самого человека), энергетические (двигательна€ сила), сенсорные (зрительное, слуховое, тепловое и тому подобное воспри€тие в процессе труда), интеллектуальные (обработка разнообразной информации, прин€тие решений, сознательное регулирование процесса труда). ¬не зависимости от сложности труда, уровн€ раз­вити€ производительных сил эти естественные силы труда всегда составл€ли его неизменную основу, без этих естественных сил процесс труда был бы невозможен. Ѕолее того, разные составл€ющие элементы естественных сил труда по-разному вли€ют на формирование стоимости и величи­ну экономии общественного труда. —ледует отметить, что и в насто€щее врем€ возможности экономии затрат живого груда пока еще выше там, где физические функции живого труда, в крупных масштабах, могут быть заменены маши­нами.

ѕри применении принципиально новой технологии, когда осуществление технологического процесса требует Ђвысокого соприкосновени€ї, предполагающего использо­вание интеллектуальных функций живого труда, положе­ние мен€етс€. «десь, в отличие от условий первичного за­мещени€ живого труда, нова€ техника в меньшей мере выполн€ет компенсирующую роль и тем самым меньше тер€ет в своей относительной эффективности. ¬ результате экономи€ живого труда может дополн€тьс€ экономией овеществленного труда, что при прочих равных услови€х снижает масштабы накоплени€ и прирост основных фон­дов в их стоимостном выражении. Ёто значит, что произ­водственные мощности (суммарный полезный эффект, создаваемый овеществленным трудом) могут расти быст­рее их стоимости. ¬ целом имеют место глубокие измене­ни€ характера замещени€ затрат живого труда прошлым, повышаетс€ эффективность этого процесса за счет увели­чени€ масштабов экономии общественного труда, живого и овеществленного.

–азвитие производительных сил труда, как показано на рис. 3.2, состоит в том, что, опира€сь на свои естественные силы, человек создает и улучшает средства труда, которые продолжают и посто€нно умножают эти естественные си­лы, образу€ тем самым процесс непрерывного повышени€ производительной силы труда, т.е. способности человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разнообразных материальных и духовных благ. ѕо мере накоплени€ и материализации трудовых навыков и знаний человек все более использует законы природы дл€ выпол­нени€ этих функций, в результате чего производительна€ сила труда все более превосходит естественные силы чело­века, станов€сь просто несоизмеримой с ними.

”множение естественных сил труда и повышение на этой основе его производительной силы происход€т в ре­зультате взаимодействи€ человека с природой. —ердцевина этого взаимодействи€ - сам процесс труда. ƒво€ка€ целе­сообразность процесса труда порождает определенные отношени€ и противоречи€ между человеком и природой, между цел€ми труда и способами их достижени€. ‘орми­рование и вы€вление этих противоречий, происход€щих в определенной общественной среде, неотделимы от нее, но всегда имеют основой эту особенность труда как такового. ѕроизводительна€ сила труда определ€етс€ как есте­ственными услови€ми производства, так и уровнем разви­ти€ общественных, т.е. воспроизводимых трудом, произ­водительных сил. ќбщественные производительные силы включают накопленные средства производства и материа­лизованные в них знани€ и опыт, социально- культурные традиции, а также способы комбинации их различных эле­ментов (формы организации производства). ќбщественные производительные силы, понимаемые в широком смысле, включают как рабочую силу с ее качественными характе­ристиками, так и те накопленные непроизводственные фонды и жизненные средства, которые обеспечивают ее воспроизводство. ќдновременно общественные произво­дительные силы могут существовать и развиватьс€ только на своей естественной основе.

≈динство естественных и общественных производи­тельных сил выражаетс€, прежде всего, в том, что воспроиз­водство непосредственной жизни предполагает воспроиз­водство самого человека, продолжение рода, в основе ко­торого лежат биологические процессы.

Ќепрерывное увеличение потребностей человека вы­зывает объективную необходимость расширени€ естест­венных и экономических границ непосредственного ис­пользовани€ невозобновл€емых природных ресурсов. “а­кое расширение, во все большей мере происход€щее бла­годар€ научному прогрессу в биологии и других науках о жизни, приобрело новые свойства. ѕо€вилась реальна€ возможность замещени€ непосредственно доступных естественных сил природы и их свойств новыми видами ресур­сов, €вл€ющихс€ результатом интеллектуальной де€тель­ности человека и получаемых им в промышленном произ­водстве. ”казанные процессы свидетельствуют о наступ­лении времени, когда человек, станов€сь основным Ђгеологообразующим факторомї, на основе развити€ естест­венной силы труда, становитс€ ведущим источником ради­кальных изменений производительных сил.

ћеханизм действи€ указанной закономерности исхо­дит из стремительного научного прогресса в биологии, формирующего Ђвысокие технологииї и требующего не­обычайно квалифицированной рабочей силы, отлаженной системы образовани€ и непрерывной переквалификации. √осударство и крупные предпри€ти€ окажутс€ вынужден­ными выдел€ть значительные средства на это, следова­тельно, возрастет стоимость рабочей силы. ѕридетс€ не только много платить квалифицированному работнику, но и о нем заботитьс€. ћиновать указанную закономерность не удастс€, она €вл€етс€ доминирующей в развитии произ­водительных сил и рыночных отношений. «десь наход€тс€ истоки социализации развити€ общества и создани€ эко­номики с социально-регулируемым рынком.

“аким образом, рассматрива€ различи€ между биоло­гической и социальной эволюцией, необходимо учитывать то, что если перва€ протекает стихийно в силу естествен­ных законов самоорганизации, то втора€ может управл€ть­с€, корректироватьс€ и направл€тьс€ обществом, что ста­новитс€ исходным пунктом во взаимодействии самоорга­низации и организации в социальной эволюции.



»спользование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации –езюме  онтрольные вопросы ќбща€ характеристика процесса самоорганизации —амоорганизаци€ как источник пор€дка и развити€ систем ¬заимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции –езюме  онтрольные вопросы Ђ«аконї, Ђзакономерностьї, Ђзависимостьї как общенаучные категории законы организации и характер их про€влени€ 

{LTS}

ѕартнеры сайта
 
–еклама:

–ассылки Subscribe.Ru
—овременное образование
ѕодписатьс€ письмом


Ќовости:


Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>
 

ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение'
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение' ѕриглашаютс€ преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

»Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

јвтономна€ некоммерческа€ организаци€ высшего профессионального образовани€ »Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...