≈диный центр дистанционного образовани€. Ёкономика и развитие предпри€ти€

«аочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
 арта сайта |  онтакты | √лавна€ |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
—ущность пон€ти€ Ђорганизаци€ї  
ѕредмет и метод теории организации  
“еори€ организации и смежные области научных знаний  
“еори€ организаций как ветвь теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбщее и особенное в соотношении пон€тий Ђорганизаци€ї и Ђсистемаї  
—истемные свойства организации  
ќрганизаци€ и управление  
»спользование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќбща€ характеристика процесса самоорганизации  
—амоорганизаци€ как источник пор€дка и развити€ систем  
ќтличи€ и сходства социальной и биологической эволюции  
¬заимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
Ђ«аконї, Ђзакономерностьї, Ђзависимостьї как общенаучные категории  
законы организации и характер их про€влени€  
¬заимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
—ущность и содержание принципов организации  
—татика организации  
—труктуры непосредственного взаимодействи€.  
—труктуры отношений иерархической соподчиненности.  
—труктуры пропорциональных соотношений.  
ћатрична€ структура.  
ѕринципы структуризации организации - правила построени€ рациональных структур  
÷елеполагание.  
ѕриоритет функций над составом звеньев.  
ѕриоритет объекта над субъектом.  
јдаптивность.  
ѕолна€ координаци€.  
ћинимум сложности.  
ѕолномасштабность.  
ѕределы автономности.  
—очетание централизации и децентрализации.  
¬заимосогласованность вертикали и горизонтали.  
≈динство распор€дительства.  
ƒиапазон контрол€.  
ƒинамика организации  
ѕроцессы образовани€ системы  
ѕроцессы роста системы  
ѕроцессы развити€ системы  
ѕроцессы функционировани€ системы  
ѕроцессы регрессировани€ системы  
ѕроцессы разрушени€ системы  
ѕринципы процессуализации  
Ќаправленность.  
ѕр€моточность.  
–езультативность.  
Ёффективность.  
¬осприимчивость.  
»нформативность.  
Ќадежность.  
ќперативность.  
√ибкость.  
ѕараллельность.  
–итмичность.  
—инхронность.  
ѕринципы рационализации  
 онцептуализаци€.  
јлгоритмизаци€.  
Ќормализаци€.  
—истематизаци€.  
 лассификаци€.  
 онцентраци€.  
—пециализаци€.  
—тандартизаци€.  
ѕроцессы.  
ѕроцедуры.  
–езультаты.  
—труктуры.  
—истемы обеспечени€ де€тельности  
”нификаци€.  
ѕерсонификаци€.  
–егламентаци€.  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈  
“еоретические основы моделировани€ объектов проектировани€  
ћоделирование функций.  
ћоделирование развити€  
ќпределение целей, задач и этапов проектировани€  
Ёкспертиза проектов  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–ј«¬»“»≈ ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌќ-”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— ќ… ћџ—Ћ» ¬ –ќ——»» » «ј –”Ѕ≈∆ќћ  
Ёволюци€ научных взгл€дов на организационно-управђленческую де€тельность  
–оссийский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
 ультура как продукт цивилизации  
ќрганизационна€ культура: пон€тие, содержание и типологи€  
ќрганизационна€ культура и результативность де€тельности  
 ультура безде€тельного использовани€  
 ультура полного экстенсивного использовађни€  
 ультура нерационального интенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального неинтенсивного исђпользовани€  
 ультура рационального интенсивного исђпользовани€  
¬заимосоответствие между компонентами организации  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
–уководитель - организатор системы управлени€  
–уководитель - организатор трудового коллектива  
ќрганизационные методы руководства  
ќрганизаторские качества руководител€  
–езюме  
 онтрольные вопросы  
ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ќ–√јЌ»«ј÷»я ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј Ќј ѕ–≈ƒѕ–»я“»»

ѕартнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ёј при прин€тии ”–

 
 
 
 
 
 
 
 

Ёкономика машиностроительного предпри€ти€

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

—ущность и содержание принципов организации

¬ предыдущей главе мы установили, что познание за­конов организации позвол€ет не только раскрыть общие и существенные св€зи в системе организационных отноше­ний и тем самым проникнуть в мир всеобщих организаци­онных форм быти€ вещей, материальных и духовных обра­зований, но и установить механизмы (пор€док) их действи€ и возможности использовани€. »менно из по­следнего утверждени€ проистекает та организационна€ обусловленность, котора€ существует между законами и принципами. ѕринцип есть не что иное, как исходное по­ложение, правило действи€, вытекающее из закона. ѕрин­ципы организации - это общие правила (положени€) фор­мировани€ (самоформировани€) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упор€доченность и целесо­образность функционировани€.

ѕринцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знани€), принцип - в виде определенного требовани€ (регул€тивной нормы). ќтличие принципа от закона выражаетс€ и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей фор­мы быти€, того или иного свойства материальных и иде­альных образований. “ак, например, принцип историзма, о котором мы говорили во второй главе, отражает в своих требовани€х р€д всеобщих законов, а также движение как всеобщую форму быти€ (атрибут) материи.

¬се многообразие принципов организации можно классифицировать по р€ду признаков (рис. 5.1).

ѕо степени обоснованности выдел€ют научные и обыденные принципы.   научным относ€тс€ такие, кото­рые могут быть сформулированы на основе познани€ законов и закономерностей   организации и содержат в себе определенные требовани€ к мысл€щему субъекту, ориен­тирующие его на познавательную де€тельность.   обыден­ным относ€тс€ в основном те правила и действи€, которые сформулированы человеком на основе собственного вос­при€ти€ действительности, традиций и интуиции. ќни почти все без исключени€ субъективны и не несут доста­точной научной обоснованности.

–исунок 5.1.  лассификаци€ принципов организации

 

 

ѕо степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфиче­ские (особенные) и ситуационные (частные).   универ­сальным относ€тс€ принципы, отражающие правила фор­мировани€ самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим Ч действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным    лишь те, которые характерны дл€ кон­кретных ситуаций.

ѕо способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участи€ чело­века; при взаимодействии природы и человека и толь­ко с участием человека. ѕоследние могут быть осущест­влены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной де€тельности.

ѕо масштабу действи€ принципы организации мож­но условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предпри€ти€ (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предпри€ти€ (принцип коррел€тивной св€зи субъекта и объекта управлени€, принцип обратной св€зи); между системами (между предпри€ти€ми, отрасл€­ми народного хоз€йства).

Ќа основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определ€етс€ их четка€ иерархическа€ структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использовани€, а также характеру взаимообусловленности. ¬озникает едина€ цепь базовых, дополн€ющих, исходных и производных принципов. ќдин базовый принцип обычно св€зан с несколькими дополн€ющими, а от одного исход­ного принципа образуетс€ несколько производных. ѕосле­довательность взаимообусловленности по типу исходный -производный выстраиваетс€ через всю систему принципов организации: наиболее общие принципы (универсальные) €вл€ютс€ исходной базой дл€ более частных, те, в свою очередь, €вл€ютс€ исходными дл€ еще более частных и т. д. ќснование иерархической структуры принципов органи­зации образуют универсальные принципы, используемые в масштабах природы и общества. ќни €вл€ютс€ исходными дл€ формировани€ специфических и ситуационных.

¬ рамках общей системы принципов организации можно выделить отдельные подсистемы по основным сфе­рам их функционировани€, например, природа, общество, которые подраздел€ютс€ на подсистемы второго уровн€. “е, в свою очередь, - на подсистемы третьего уровн€ и т. д.  ажда€ подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себ€ различные классифика­ционные группы принципов и также выстраивать иерархи­ческую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополн€ющими принципами.

  числу основных универсальных принципов органи­зации, действующих в природе и обществе, исследованных ј.ј. Ѕогдановым, можно отнести принципы: цепной св€зи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновеси€, сла­бого звена и др. ¬се эти принципы в той или иной мере относ€тс€ к формирующим и регулирующим механизмам, составл€ющим суть процессов организации, или к меха­низмам поддержани€ устойчивости и организованности форм целостных образований. ”казанные принципы нос€т всеобщий характер, так как относ€тс€ и к организующей де€тельности природы, и к организующей де€тельности человека. Ђћежду стихийной организующей работой при­роды и сознательно планомерной - людей нет принципи­ального непереходимого различи€. Ёто достаточное дока­зательство принципиальной однородности организа­ционных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гени€; рыба - красноречию оратора; рак - полету лебед€. ѕодражание всюду ограничено рам­ками общих свойств, рамками однородности. Ќе может быть подражани€ там, где нет ничего общего. Ќо еще €рче и убедительнее выступает эта основна€ общность там, где человек, не подража€ природе, вырабатывает такие же организационные приспособлени€, которые потом находит и в ней познаниеї (16, кн.1, с.75). “ак, скелет двигательно­го аппарата человека представл€ет систему разнообразных рычагов, но рычаги примен€лись человеком дл€ переме­щени€ т€жестей за тыс€челети€ до вы€снени€ этого анато­мами, а блоки - за много сотен лет. ¬сасывающие и нагне­тательные насосы с клапанами устраивались задолго до раскрыти€ вполне сходного с ними аппарата сердца. “ак же и музыкальные инструменты с резонаторами и звучащими перепонками изобретались много раньше, чем были вы€снены строение и (функции голосовых органов живот­ных (16, кн.1, с.75).

–ассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации.

ѕринцип цепной св€зи гласит, что вс€кое соединение комплексов происходит через общие звень€, образующие цепную св€зь. —овокупность общих, совпадающих элемен­тов между комплексами, вход€щими в цепную св€зь, обра­зует Ђсв€зкуї. Ђ÷епна€ св€зь может неограниченно развер­тыватьс€ по самым различным направлени€м и с посто€нно мен€ющимис€ св€зующими элементами...  ап­л€ воды напоминает о море, море о небе, небо об его све­тилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели все­ленной, о законе энтропии... и т.д., без конца, с иною дл€ каждого случа€ основой сцеплени€ образов. јналогично развертываетс€ обыденна€ св€зь людей в обществе: ј и ¬ соедин€ют общие вкусы, ¬ с — - общие задачи, — с ƒ общие несчасть€ и проч.: цепь извиваетс€, переплетаетс€, спутываетс€ с другой цепью, образует клубок, охватыва€ миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг другаї (16, кн. 1, с. 153).

Ќо дл€ цепного соединени€ двух комплексов требует­с€ такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие дл€ задачи, которой служит данный организационный процесс. Ёто достигаетс€ за счет т.н. организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемыми и Ђвход€тї между ними. ќт­сюда и название самого метода - ингресси€, т.е. Ђвхожде­ниеї.

ѕринцип ингрессии как раз и состоит в том, что об­разование цепной св€зки осуществл€етс€ путем вхождени€ посредствующих комплексов между организуемыми.

ѕримером применени€ принципов цепной св€зи и ин­грессии может служить сложна€ система машин, организо­ванна€ в поточную линию и работающа€ в едином ритме. Ќужна длинна€ и сложна€ цепь ингрессии, чтобы вода, поступающа€ на лопасти турбины гидроэлектростации, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п. Ђ»нгресси€, - по утверждению ј. ј. Ѕогданова, - есть всеоб­ща€ форма цепной св€зиї (16, кн. 1, с. 161).

ѕринцип подбора (отбора) €вл€етс€ фундаменталь­ным принципом организации. ќн утверждает, что Ђвс€кое событие, вс€кое утверждение может рассматриватьс€ как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних св€зей, устранение, уменьшение, ослаб­ление других в том или ином комплексе, в той или иной системеї (16, кн.2, с. 152).

ƒанный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целост­ных образований. Ђ«акономерное сохранение или уничто­жение - это есть перва€ схема универсального регули­рующего механизмаї (16, кн.1, с. 189), каковым €вл€етс€ подбор. Ђ”ниверсальность данного принципа такова, что она применима ко вс€кому комплексу и ко вс€кой его час­ти, во вс€кий момент, ибо это в сущности просто опреде­ленна€ точка зрени€, с которой можно подходить к любо­му фактуї (16, кн. 1, с. 190).

ѕримеры использовани€ принципа подбора встреча­ютс€ повсеместно: и в стихийной де€тельности природы по естественному отбору, возникающему из-за борьбы за существование, описанному в теории „. ƒарвина, и в соци­альной борьбе за жизнь, отражаемой в доктрине ћальтуса, и в теории  рукса о развитие материи. „еловечество в сво­ей практике посто€нно использует принцип подбора, вы­полн€€ искусственный подбор, провод€ селекцию живот­ных, растений и т. п. ¬ человеческой де€тельности подбор св€зан с репрезентацией, т.е. с сознательным обобщением полезных свойств, наиболее часто встречающихс€ в массе рассматриваемых €влений.

ѕринцип подвижного равновеси€ тесно св€зан с тем, что организационные формы никогда не сохран€ютс€ в простом и чистом виде. Ђ—охранение €вл€етс€ всего лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешиваетс€ тут же другим ему противоположным - оно и есть подвижное равновесие измененийї (16, кн.1, с. 197). Ћюбой организм в процессе жизни посто€нно за­трачивает, тер€ет свои активности, отдава€ их окружаю­щей среде в виде энергии, собственных органов, состав­л€ющего его вещества. ќднако это не мешает ему в течение некоторого времени оставатьс€ практически тем же самым, т.е. сохран€тьс€, получа€ взамен затраченного пищу и энергию из внешней среды. Ёто и есть подвижное равновесие. ќно бесконечно распространено в природе.    

“аким образом, принцип подвижного равновеси€ заключаетс€ в том, что вс€кое сохранение форм должно рас­сматриватьс€ как подвижное их равновесие и вс€кое под­вижное равновесие - как практическое относительное равенство двух процессов: ассимил€ции - дезассимил€ции.[1]

»спользу€ принцип подвижного равновеси€, можно сформулирован, новое понимание принципа подбора, глубже характеризующее и прогрессивное развитие ком­плексов, и их относительный упадок. ≈го целесообразней выразить термином Ђпрогрессивный подбор: положитель­ный при возрастании суммы активностей комплекса, т.е. перевесе ассимил€ции над дезассимил€цией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преоб­ладании дезассимил€цииї (16, кн.1, с.202).

ѕринцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших, рассмотренного нами в 4 главе. ѕо­этому, не останавлива€сь на нем более подробно, лишь подчеркнем, что организационна€ целостность любой сис­темы определ€етс€ устойчивостью ее относительно слабо­го звена. –уководству€сь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хоз€йственной, политиче­ской де€тельности. ќпределение слабых звеньев, Ђузких местї и разработка эффективных мер по их устранению представл€ют одну из наиболее важных организаторских функций руководства на любом уровне. Ќедаром ј.ј. Ѕогданов считал этот принцип принципом огромного жиз­ненного и научного значени€.

“аким образом, рассмотренные нами принципы орга­низации представл€ют собой совокупность исходных по­ложений и правил, отражающих механизмы формирова­ни€, регулировани€ и сохранени€ организованности различных форм окружающей нас действительности.

ѕерейдем теперь от тектологических принципов ор­ганизации к специфике их про€влени€ в организующей де€тельности человека. — этой точки зрени€ они могут трактоватьс€ как общие правила, используемые при по­строении и функционировании организации. Ќо поскольку организаци€ рассматриваетс€ нами в статике (как упор€до­ченное состо€ние целого), в динамике (как процесс по упор€дочению) и в прогрессивном развитии, то принципы организации можно условно разделить на три группы:

  • принципы организационной статики, определ€ю­щие правила построени€ структур (структуризации);
  • принципы организационной динамики, как общие правила формировани€ организационных процессов;
  • принципы рационализации, как общие правила со­вершенствовани€ статики и динамики организации.

 



Ђ«аконї, Ђзакономерностьї, Ђзависимостьї как общенаучные категории законы организации и характер их про€влени€ ¬заимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение –езюме  онтрольные вопросы —татика организации —труктуры непосредственного взаимодействи€. —труктуры отношений иерархической соподчиненности.  —труктуры пропорциональных соотношений. ћатрична€ структура. 

{LTS}

ѕартнеры сайта
 
–еклама:

–ассылки Subscribe.Ru
—овременное образование
ѕодписатьс€ письмом


Ќовости:


Ќачинаетс€ набор на курсы повышени€ квалификации!
подробнее   >>>
 

ѕриглашаем прин€ть участие в конференци€х!
подробнее   >>>
 

ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
ѕоздравл€ем с ƒнем науки!
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение'
подробнее   >>>
 

ѕроводитс€ набор на дистанционные курсы повышени€ квалификации '»нформатизаци€ образовательного процесса. Ёлектронное обучение' ѕриглашаютс€ преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

»Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

јвтономна€ некоммерческа€ организаци€ высшего профессионального образовани€ »Ќ—“»“”“ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј, Ё ќЌќћ» » » »ЌЌќ¬ј÷»… проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...