Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сущность понятия «организация»  
Предмет и метод теории организации  
Теория организации и смежные области научных знаний  
Теория организаций как ветвь теории организации  
Резюме  
Контрольные вопросы  
Общее и особенное в соотношении понятий «организация» и «система»  
Системные свойства организации  
Организация и управление  
Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации  
Резюме  
Контрольные вопросы  
Общая характеристика процесса самоорганизации  
Самоорганизация как источник порядка и развития систем  
Отличия и сходства социальной и биологической эволюции  
Взаимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции  
Резюме  
Контрольные вопросы  
«Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории  
законы организации и характер их проявления  
Взаимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение  
Резюме  
Контрольные вопросы  
Сущность и содержание принципов организации  
Статика организации  
Структуры непосредственного взаимодействия.  
Структуры отношений иерархической соподчиненности.  
Структуры пропорциональных соотношений.  
Матричная структура.  
Принципы структуризации организации - правила построения рациональных структур  
Целеполагание.  
Приоритет функций над составом звеньев.  
Приоритет объекта над субъектом.  
Адаптивность.  
Полная координация.  
Минимум сложности.  
Полномасштабность.  
Пределы автономности.  
Сочетание централизации и децентрализации.  
Взаимосогласованность вертикали и горизонтали.  
Единство распорядительства.  
Диапазон контроля.  
Динамика организации  
Процессы образования системы  
Процессы роста системы  
Процессы развития системы  
Процессы функционирования системы  
Процессы регрессирования системы  
Процессы разрушения системы  
Принципы процессуализации  
Направленность.  
Прямоточность.  
Результативность.  
Эффективность.  
Восприимчивость.  
Информативность.  
Надежность.  
Оперативность.  
Гибкость.  
Параллельность.  
Ритмичность.  
Синхронность.  
Принципы рационализации  
Концептуализация.  
Алгоритмизация.  
Нормализация.  
Систематизация.  
Классификация.  
Концентрация.  
Специализация.  
Стандартизация.  
Процессы.  
Процедуры.  
Результаты.  
Структуры.  
Системы обеспечения деятельности  
Унификация.  
Персонификация.  
Регламентация.  
Резюме  
Контрольные вопросы  
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  
Теоретические основы моделирования объектов проектирования  
Моделирование функций.  
Моделирование развития  
Определение целей, задач и этапов проектирования  
Экспертиза проектов  
Резюме  
Контрольные вопросы  
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ  
Эволюция научных взглядов на организационно-управ¬ленческую деятельность  
Российский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений  
Резюме  
Контрольные вопросы  
Культура как продукт цивилизации  
Организационная культура: понятие, содержание и типология  
Организационная культура и результативность деятельности  
Культура бездеятельного использования  
Культура полного экстенсивного использова¬ния  
Культура нерационального интенсивного ис¬пользования  
Культура рационального неинтенсивного ис¬пользования  
Культура рационального интенсивного ис¬пользования  
Взаимосоответствие между компонентами организации  
Резюме  
Контрольные вопросы  
Руководитель - организатор системы управления  
Руководитель - организатор трудового коллектива  
Организационные методы руководства  
Организаторские качества руководителя  
Резюме  
Контрольные вопросы  
ПОСЛЕСЛОВИЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Культура как продукт цивилизации

В предыдущих главах учебника было показано, что уровень упорядоченности любой организации, эффектив­ность ее функционирования определяются тем. каковы основные параметры системы, как используются в ней. объективные законы, в какой мере входящие в организа­цию люди следуют принципам рациональности. Однако остается пока неясным, почему одна организация легко добивается высокого уровня упорядоченности, в другой же он практически недостижим. Почему одна фирма успевает реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а дру­гая всегда опаздывает? Почему в одном учреждении от прихода каждого нового сотрудника ждут полезных для дела нововведений, а в другом отторгается все новое и необычное?

Причина такого разрыва в уровне упорядоченности и эффективности деятельности заключается в том, что эти организации имеют разную культуру. Именно культура во многом предопределяет возможности организации, пер­спективы ее развития, особенности поведения в различных ситуациях, степень и формы взаимодействия ее с другими организациями. Без изучения культуры здание теории ор­ганизации будет незавершенным.

Что такое культура? Как можно определить это поня­тие? Очевидно, что культура - понятие широкое, сложное и многоплановое. Исследователи во всех областях челове­ческого знания пользуются этим понятием: культура речи, правовая культура, культура эксперимента, физическая культура и т.п. Нас интересует в первую очередь то общее определение культуры, которое лежит в основе любой ча­стной культуры, в том числе и культуры организационной.

Из множества различных определений культуры наи­более системным, логически обоснованным и универсаль­ным являемся определение, данное Питиримом Сорокиным. Культуру он определяет как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодейст­вующие лица, и совокупность носителей, которые объ­ективируют, социализируют и раскрывают эти значе­ния (84, с.218). Исходя из данного определения и функ­циональной роли культуры в процессе жизнедеятельности общества можно выделить ряд существенных положений.

1. Культура является одним из составляющих единого социокультурного процесса, включающего в себя также личность как субъект взаимодействия и об­щество как совокупность взаимодействующих субъектов. Без культуры нет общества и нет личности, без общества и личности нет культуры.

2.   Совокупность   элементов,   составляющих культуру, подразделяется на идеальные - это смыслы, ценности, социальные нормы и ориентиры, представ­ления, знания; и материальные - средства, продукты и формы человеческой жизнедеятельности, отношения в рамках социокультурного процесса.

3. Материальные носители объективируют иде­альные образы, делают их общественно значимыми, вос­принимаемыми и разделяемыми членами общества.

4.  Культура - это такая составляющая социокуль­турного процесса, которая обеспечивает объединение членов определенного сообщества в единое целое, вы­деление этого сообщества из внешней (в том числе при­родной) среды и отличие его от других сообществ.

5. Культура - это заключенная в общественное сознание программа самоорганизации общества, социокод, по М.К. Петрову (64, с.84), содержащий в себе ориен­тиры и способы жизнедеятельности общества, формы раз­вития и характер реагирования на все возможные измене­ния внешней и внутренней среды.

Культура является целостной системой с вполне опре­деленной структурой.

Рисунок 8.1. Строение системы «Культура»

 

Любая культура подразделяется на две самостоятель­ные, но находящиеся в единстве подсистемы: идеальную культуру и материальную культуру. Причем по отноше­нию к культуре идеальная составляющая играет ведущую роль, а материальная имеет обслуживающее, вспомога­тельное значение, обеспечивает материальное воплощение и объективацию культуры духа. Поэтому материальные компоненты культуры обозначаются у П. Сорокина как носители культуры духа.

Здание идеальной культуры, в свою очередь, подраз­деляется на подсистему идеальных образов и подсистему знаний. Идеальные образы формируются, закрепляются и проявляются на интуитивном подсознательном уровне и включают в себя смыслы, ценности, социальные нормы, ориентиры, убеждения, представления.

Основу культуры составляет смысловой мир человека (40, с. 16). Смысл является глубинной основополагающей частью культуры. Он делает осмысленным существование общества и существование самого человека. Смыслы на­полняют собой все составляющие культурного богатства общества: и идеальные, и материальные его компоненты. Любой предмет, любая вещь только тогда могут рассмат­риваться как элементы системы "Культура", когда они насыщены определенным смыслом. Именно смысл опре­деляет их культурную сущность.

Смыслы, ценности и социальные ориентиры опреде­ляют выбор способа существования и направленности раз­вития общества. Такой выбор осуществляется обществом в рамках господствующих в нем социальных норм, пред­ставлений о правильном и неправильном, о добре и зле. Поэтому формируемое в обществе понятие «целесообраз­ности» на самом деле является таковым только с точки фения принятых в обществе смыслов, ценностей, соци­альных норм и ориентировке точки зрения рабовладельче­ской эпохи, иметь раба - хорошо и правильно. Следова­тельно, действия, позволяющие при минимуме затрат по­лучить большее число сильных рабов, целесообразны. С точки зрения современного общества - это дикость, и целесообразны будут действия, пресекающие саму возмож­ность возникновения рабского существования человека.

Именно господствующие в обществе идеальные обра­зы и понятия позволяют осуществлять единый социокуль­турный процесс как процесс взаимодействия личностей на основе закрепления единой общественной культуры. Вос­принимая господствующие в обществе идеальные образы и понятия, личность социализируется, а человек становится членом данного сообщества. Причем общественные смыс­лы, ценности и представления принимаются личностью как ее собственные. На этой основе устанавливается ре­альное культурное единство личности и общества, а сам человек воспринимает себя и воспринимается со стороны как член данного сообщества. Знания, находящиеся вне системы социальных ценно­стей и ориентиров, сами по себе не способны наполнить то или иное явление, процесс, отношение социальным смыс­лом. Они создают обширную, характеризующую объек­тивную реальность, информацию, но не могут сами по себе дать ответ о целесообразности, допустимости, желательно­сти того или иного явления или отношения. Исследования в области поражающего действия оружия массового унич­тожения вне социальных смыслов и ориентации могут подвигнуть ученых, как на его запрещение, так и на даль­нейшее повышение его поражающих характеристик.

Однако и без соответствующих знаний о предмете нельзя включить его в социокультурный процесс, устано­вить его смысл и истинную ценность, поскольку опреде­ленным смыслом можно наделить только тот предмет, о котором мы имеем достаточное знание. При этом сущест­венное изменение совокупности знаний о предмете может приводить к кардинальному изменению ценностно-смысловой его характеристики. Знания о болотах как рас­саднике малярии, бесполезном для человека элементе при­родной среды, исключающем из хозяйственного оборота значительные территории, предопределяли негативное отношение к болтам, ориентировали на борьбу с ними. Новые экологические представления о природе как едином, целостном организме, в котором каждый элемент самоценен и необходим, понимание, что те же болота позволяют сохранить нормальный гидрологический режим и питают множество малых и средних рек, изменили отно­шение к болотам как к необходимой составляющей при­родной среды, которую надо беречь и сохранять.

Таким образом, хотя знания сами по себе и не могут наделять явления и процессы каким-либо социальным смыслом, они лежат в основе представления о предме­те, вне которого невозможно и его осмысление. Осмыс­лив предмет, зафиксировав его в системе социальных норм и ценностей, человек вырабатывает ориентиры, формы отношения к этому предмету. Но то, как наилучшим образом реализовать установки на достижение соответствую­щих ориентиров, опять-таки определяет система знаний, которая устанавливает оптимальный путь достижения вы­работанного социального ориентира. Болота наделены негативным смыслом: социальный ориентир - уничтоже­ние болот, наукой вырабатывается система знаний для борьбы с болотами. Болота наделены позитивным смыс­лом: социальный ориентир сохранение болот, наукой вы­рабатывается система знаний по сохранению болот, под­держанию нормального гидрологического режима.

Компоненты материальной культуры - это субъек­тивированные фрагменты материально-предметного мира, окружающего человека и созданного человеком. Во-первых, это вещи, являющиеся средствами и продукта­ми жизнедеятельности общества. Вещь - носитель опреде­ленного смысла и социальной ценности, воплощение имеющегося у человечества знания. Если вещь целесооб­разна и ценна, то значит реально и истинное знание, на основе которого она создана.

Во-вторых, составляющей материальной культуры яв­ляется материально-предметная деятельность человека. Причем не только материальное производство. Матери­ально-предметны, например, работа хирурга, занятие спор­том, функции вооруженных сил.

В-третьих, материальная культура включает в себя существующие в обществе материально-предметные от­ношения (40, с. 67): отношения собственности, обмена, кооперации и т.п.

В-четвертых, как компоненты материальной культуры следует рассматривать включенные в структуру общества социальные организации, например предприятия, состав­ляющие основу производственной системы общества. За­метим также, что к составляющим материальной культуры общества следует относить и организации, осуществляю­щие духовную деятельность. Хотя их деятельность не ма­териальна, но сами они являются вполне материальными образованиями: они вступают в материально-предметные отношения, для существования им необходимы матери­альные ресурсы. Оркестр создает идеальную ценность - гармонию звуков. Но сам он вполне материален.

В-пятых, в состав материальной культуры общества следует включать часть окружающей среды, субъективи­рованной человеком и представляющей, поэтому культурную ценность. Это элементы окружающей среды, пред­ставляющие историческую ценность, например Бородин­ское поле. Это символические элементы природной среды, например гора или река, которые ассоциируются с жизнью народов, проживающих на данной территории (Волга - элемент культурной среды русского народа, народов Поволжья). Это элементы природной среды, изменившие под воздействием человеческой деятельности свое состояние как в негативном направлении (эрозия почвы, вырубки лесов, изменение ландшафта, затопление территорий при строительстве ГЭС), так и в позитивном (посадка леса, орошение засушливых районов).

Культура - объективно-субъективное явление. Это предопределяется ее взаимодействующим единством с личностью и обществом. Культура субъективна, поскольку основным действующим лицом ее является субъект, лич­ность.

Человек - создатель культуры. Каждый человек вносит свой вклад, больший или меньший, положительный или отрицательный, в формирование культуры уже в силу самой активности своей деятельности. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности и наделяет их смыслом.

Человек - хранитель культуры. Он сохраняет культуру в своем сознании, в своей памяти. Он осуществляет формирование ценностей духовной культуры, воплощение их в материальном виде, что позволяет обеспечивать их сохранность сколь угодно долго.

Человек - носитель культуры. Запечатленные в па­мяти, сохраненные путем воплощения в формализованном виде и материализации в конкретных вещах, культурные ценности передаются другим людям: от человека - к человеку, от одной социальной группы - к другой, от одного народа — к другому.

Человек — потребитель культурных ценностей. Именно человек должен воспринимать культуру. В какой мере культура будет воспринята человеком, зависит от него самого как от личности. Если он не воспримет ее, то для него она потеряет смысл, и человек окажется вне поля чанной культуры. Таким образом, распространение и ис­пользование культурных ценностей зависит от возможно­стей конкретных субъектов (людей, организаций, групп, народов) к их восприятию.

Культура объективна как атрибут общества, вне которого нет и самого общества, как продукт человеческой цивилизации.

Во-первых, человек-субъект может создать только от­дельный фрагмент целостного здания культуры. Здание же в целом создается цивилизацией, обществом в полном пространственно-временном поле его существования.

Во-вторых, культурные ценности, результат творчест­ва отдельных субъектов, будучи созданы, отделяются от своих создателей, становятся общественным достоянием и вполне объективным фактом. Ученые, сделавшие откры­тие, могут, например, сталкиваться с фактами его исполь­зования в целях, противоположных тем, в соответствии с которыми они производили свои исследования.

В-третьих, культура в каждый данный момент времени является исходным пунктом будущего социокультурного процесса. Таким образом, культура будущего в значитель­ной мере предопределена культурой настоящего.

В-четвертых, сами будущие создатели культурных ценностей объективированы в том смысле, что их образы, ориентиры, знания сформированы существующей в обще­стве культурой.

В-пятых, "всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующим объ­ектам: либо природы "первой" - естественной, либо "вто­рой", искусственной природы. В целом для культуры объ­ективно реальна и та и другая природа" (40, с. 78).

Культура - единая система, атрибут общества в целом. Но, очевидно, что существуют качественные различия со­циокультурного процесса в разных сферах жизнедеятель­ности общества. Например, культура в сфере политики качественно отлична от культуры в сфере производства, науки и искусства. Происходит предметная структуриза­ция общей культуры в соответствии с существующими сферами жизнедеятельности общества. Выделяются такие виды культуры, как политическая, производственная, пра­вовая, научная, языковая, бытовая, организационная и др. Каждый из этих видов культуры, в свою очередь, может быть подразделен на подвиды. Например, научная культу­ра может включать в себя культуру научного обоснования, культуру научного эксперимента и т.п. Таким образом, в структуре единой системы "Культура" выделяются под­системы, сформированные по предметному признаку, ко­торые, в свою очередь, также подразделяются на подсис­темы более низкого уровня.

Виды культуры, как и соответствующие сферы жизне­деятельности общества, обладают значительной автоном­ностью, но при этом сохраняют единство в целостном социокультурном процессе. Знания и ценности научной культуры могут быть не признаны культурой политиче­ской или производственной, но, в конечном счете, отразят­ся на развитии их в будущем.

Культура как атрибут общества структурирована не только по предмету, но и по субъекту социокультурного процесса. Субъект общечеловеческой культуры - челове­чество в целом. Этнос, конфессиональная группа, нация — по субъекты соответствующих этнических, конфессио­нальных и национальных культур. По отношению к обще­человеческой культуре — это субкультуры, а она для них является мегакультурой. В свою очередь, этнические, конфессиональные и национальные культуры также под­разделяются на соответствующие субкультуры.

Культуры крупных этнических групп, суперэтносы, по Л. Гумилеву (29, с. 20), например славянская, подразделя­ются на субкультуры входящих в эти этносы конфессио­нальных групп и наций. Культуры основных общемировых конфессий, во-первых, имеют дальнейшее деление по ре­лигиозному признаку (христиане: православные, католики, протестанты и т.д.; мусульмане: шииты, сунниты), во-вторых, подразделяются на субкультуры входящих в эти конфессии этнических и национальных групп. На уровне национальных культур характерно выделение субкультур конфессионального, а иногда и этнического типа. Напри­мер, американская национальная культура включает в себя субкультуры      американцев-христиан,      американцев-мусульман, американцев-буддистов, с одной стороны, и субкультуры  американцев европейского, африканского, азиатского, латиноамериканского происхождения, с другой стороны.

Типология субкультур общемирового уровня будет неполной, если не включать в нее, как самостоятельный тип, культуру народа, населяющего определенную страну. Для мононациональных стран, например для Японии, этот тип культуры будет в основном совпадать с национальной культурой. Но для многонациональных стран основной субъект социокультурного процесса - сообщество народов, населяющих эту страну. Культура этих стран (самый на­глядный пример Россия), в свою очередь, подразделяется на этнические, конфессиональные, национальные субкуль­туры.

Выделяются субкультуры и в региональном аспекте. Сибиряки, поморы, донские казаки, жители Центральной России - это все русские люди, но культуры этих субэтнических (29, с. 20) групп русского народа существенно отли­чаются друг от друга. Можно говорить о субкультуре на­селения, проживающего в сельской местности, в городах, и особо о субкультуре мегаполисов, таких, как Москва, Санкт-Петербург. Можно говорить о формировании суб­культур даже отдельных городских районов, связанных с некоторой кастовостью проживающих или работающих там людей: фешенебельных кварталов и трущоб, академ­городков и заводских микрорайонов.

Поскольку общество структурировано на определен­ные слои и социальные группы (по социальному статусу, по материальному положению, по характеру деятельности, по уровню образования и т.д.), то можно говорить и о вы­делении соответствующих субкультур в рамках нацио­нальной, субнациональной и даже общемировой культуры. Например, специфическая деятельность и образ жизни людей таких творческих профессий, как художники или музыканты, обеспечивают формирование и соответствую­щей субкультуры в рамках общечеловеческой культуры.

Таким образом, можно говорить о высочайшей сте­пени структуризации общечеловеческой культуры, при которой каждое сообщество, каждая малая группа имеют свою особенную, отличную от других сообществ и групп культуру.

Культура и входящие в нее субкультуры находятся в противоречивом единстве. С одной стороны, субкультуры взаимосогласованы и образуют единую целостную культу­ру: общечеловеческую или национальную. С другой сто­роны, эти субкультуры являются самостоятельными куль­турами. Так, английская субкультура органично включена в западноевропейскую культуру, но при этом выделена, обособлена, а в некоторых отношениях и противопостав­лена другим западноевропейским субкультурам.

Любая культура, чтобы быть включенной в качестве субкультуры в систему другой, более широкой культуры, должна разделять ее базовые смыслы и ценности. От­рицание характерных для мегакультуры базовых смыслов и ценностей выводит субкультуру за пределы культурного поля мегакультуры. Так, "красные кхмеры" отринули об­щечеловеческие культурные ценности, и выпали из поля общечеловеческой культуры.

Выделенность субкультуры из мегакультуры. обособ­ленность ее от других субкультур обеспечивается на осно­ве более частных смыслов и ценностей, устанавливающих качественную определенность как самостоятельной куль­туры именно данной субкультуры, а не мегакультуры. Ес­тественно, что в условиях самостоятельности и обособлен­ности субкультур в рамках единой мегакультуры между этими субкультурами могут существовать противоречия. Однако, пока не отрицаются базовые для мегакультуры смыслы и ценности, такие противоречия не ведут к разру­шению мегакультуры, а. напротив, только усиливают ее, делают более гибкой. Она получает дополнительные воз­можности для развития в связи с взаимодействием между собой разнообразных культур.

Субкультуры различаются между собой не только спе­цификой форм существования, но и уровнем развития. Последний характеризуется степенью восприятия базовых общечеловеческих культурных смыслов и ценностей и включенности их во внутренний культурный оборот, уров­нем овладения накопленными человечеством знаниями, совершенством материальной культуры общества.

Различия по уровню культуры могут существовать и между национальными (субнациональными) культурами. Но в большей степени такие различия характерны для суб­культур разных социальных групп и слоев. Как в общеми­ровой, так и в национальной культуре субкультура ученых и творческих деятелей неизмеримо выше, чем субкультура малоквалифицированных и малообразованных слоев об­щества.

По отношению к культурам слоев и социальных групп можно выделить, по крайней мере, передовую культуру, массовую культуру и отсталую культуру. Можно также говорить и о культуре, смыслы и ценности которой имеют отрицательную, с общечеловеческой точки зрения, значи­мость. Такую культуру определяют как антикультуру. Ан­тикультура сокращает поле действия передовой культуры и ослабляет ее, понижает уровень массовой культуры, приближая ее к уровню культурной отсталости.

Разные сообщества могут иметь существенные разли­чия в формах существования и уровнях развития общей культуры. Однако наиболее существенны различия по от­дельным видам культуры. Автономность видов культуры создает возможность сочетания у одного сообщества пере­довой, массовой и отсталой культуры (например, передо­вой научной, массовой бытовой и отсталой политической). Некоторые виды культуры могут прогрессировать доволь­но быстро (например, технологическая), другие (например, языковая), напротив, изменяются сравнительно медленно. В результате по одним видам культуры может происходить выравнивание субкультур, а по другим могут еще более усиливаться различия. В результате складывается ситуа­ция, при которой разные субкультуры могут иметь иден­тичные технологические культуры и очень различающиеся научные, политические, бытовые.
 


РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Эволюция научных взглядов на организационно-управ¬ленческую деятельность Российский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений Резюме Контрольные вопросы Организационная культура: понятие, содержание и типология Организационная культура и результативность деятельности Культура бездеятельного использования Культура полного экстенсивного использова¬ния Культура нерационального интенсивного ис¬пользования 

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...