Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта
Разная аренда крана либхер для любых целей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Организация производства в первичных звеньях предприятия

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ПЕРВИЧНЫХ ЗВЕНЬЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.1. Выбор производственной структуры цеха

Как известно, существует две формы специализации цеха — предметная и технологическая.

Выбор формы специализации во многом определяется типом производства. В условиях массового и крупносерийного производ­ства преобладает ориентация на предметно-специализированные формы построения цехов, в серийном и единичном — на устарев­шие технологически специализированные формы. Важной зада­чей организации производства является обоснованный выбор со­става цеха, его участков и отделений.

В цехах с массовым и крупносерийным производством ло­гичным является предметное построение участков. Могут быть созданы, например, участки обработки валов, втулок, корпусов, сборки насосов, редукторов и т.д. Такая структура обеспечивает прямоточность производственного процесса, позволяет создавать предметно-замкнутые подразделения, вводить поток.

В цехах со средне- и мелкосерийным типом производства долгое время преобладала технологическая специализация учас­тков, выполняющих однотипные операции. В настоящее время проявляется тенденция к более завершенной предметно-замкнутой (ячеистой) форме построения участков.

При традиционном подходе и определении структуры и орга­низации работы цеха общий объем работ расчленялся на от­дельные операции изготовления деталей или сборки изделий. Эти работы концентрировались на участках, построенных по тех­нологическому принципу.

Структурная схема производственного процесса и возникаю­щих при этом связей показаны на рис. 11.1.

На схеме условно показаны три участка, каждый из кото­рых сформирован из станков одинакового технологического на­значения. При такой структуре возникают многочисленные прямые и обратные связи между технологически специализи­рованными участками для изготовления множества деталей "1 с Д.

Рис. 11.1. Схема структуры производственного процесса. сформированного а - при традиционном подходе и б – при использовании ячеистой структуры: I, 2.3 - участки обработки; а.b.с- группы станков одинакового технологического назначения. Стрелки обозначают технологические связи между участками

При использовании ячеистой структуры в цехе имеется так­же три участка, но они построены по принципу подетальней спе­циализации при пересечении внешних вертикальных и внутрен­них горизонтальных связей (см. рис. 11.1). Здесь конечные цели производственной системы складываются из целей обособлен­ных участков, выпускающих законченные детали, — подмножеств {Д1, Д2, Д3).

Ориентация участков на конечный результат сокращает про­изводственные связи, упрощает порядок планирования и управ­ления ходом работ. Такой метод организации производства на­зывается программно-целевым.

Сущность программно-целевого подхода заключается в фор­мировании целей и их достижении с помощью специальных про­грамм и ресурсов.

Программно-целевой метод предусматривает такое построе­ние организационных структур систем планирования и управле­ния цехами и участками, которое сопровождается:

· целевой (подетальней или предметной) специализацией участков, осуществляемой с помощью конструкторско-технологического классификатора деталей с учетом их отно­сительной трудоемкости при формировании загрузки каж­дого участка;

· унификацией и типизацией технологических маршрутов или процессов изготовления за счет сосредоточения в каж­дом подразделении таких однородных деталей или изде­лий, которые бы обеспечивали однонаправленность их дви­жения в процессе производства;

· перестройкой производственной структуры участков, це­хов под их целевую специализацию в соответствии с опти­мальным организационно-технологическим маршрутом из­готовления деталей, закрепленных за каждым участком. В основе формирования производственных участков в цехе ле­жат классификация предметов, изготовляемых в цехе, и закрепле­ние их за определенными группами рабочих мест. При этом дета­ли или изделия группируются по конструктивно-технологическим признакам с учетом параметра, характеризующего меру близости конструктивно-технологических групп (КТГ) деталей — а.

Мера близости конструктивно-технологических групп исполь­зуется при формировании участков в цехе. При этом может быть решена следующая задача:

где Хтп — булева переменная, показывающая, подключается к m-й КТГ деталей nгруппа или нет;

М — число «центров объединения» (этот параметр одновре­менно определяет число возможных участков в цехе), в качестве которых берутся конструктивно-технологические группы деталей, существенно отличающиеся либо параметрами деталей, либо со­ставом потребного оборудования, либо какими-либо другими осо­быми признаками;

N — количество конструктивно-технологических групп де­талей.

Число «центров объединения» участков будет задаваться ис­ходя из различных производственных соображений, например, допустимого количества оборудования, устанавливаемого на уча­стке; допустимого количества занятых рабочих на участке; кон­фигурации и площади цеха и т.д. и сроки достижения заданного

11.2. Организация производства при внедрении коллективных форм организации труда

Коллективные формы организации труда в наибольшей мере соответствуют требованиям современной организации производ­ства. В условиях широкого внедрения новой автоматической техники, повышения требований к качеству продукции, совер­шенствования производственных отношений коллективная орга­низация труда становится наиболее эффективной.

Коллективные формы труда предъявляют повышенные тре­бования к организации производства в цехе, на участке. Они требуют перестройки системы планирования и стимулирования, чет­кой работы административно-управленческого персонала.

На многих предприятиях создание бригад, подрядных цехов и участков сопровождается пересмотром сложившейся их спе­циализации, организацией замкнутого цикла изготовления ком­плекта деталей или сборочных единиц, перестановкой оборудо­вания, закреплением за низовыми трудовыми коллективами пло­щадей и станков. Имеет место переход от индивидуального пла­нирования к планированию работы коллектива по бригадокомплектам.

В России накоплен большой опыт применения бригадных методов труда, но с переходом к рыночной экономике и дестаби­лизацией работы промышленности предприятия не смогли под­держивать коллективные формы организации труда. В развитых капиталистических странах тщательно изучили российский опыт применения бригадных форм организации труда и теперь эф­фективно его используют. Нам на российских предприятиях надо восстановить утраченный опыт и развить его применительно к новым условиям хозяйствования.

Один из самых значительных организационных резервов по­вышения эффективности производства - развитие творчества и инициативы рабочих.

Коллективные формы организации труда позволяют оплачи­вать труд каждого рабочего в строгом соответствии с его вкла­дом в конечные результаты производства, что способствует по­вышению заинтересованности рабочих в эффективном использо­вании техники и материалов, в сокращении потерь и непроизво­дительных затрат рабочего времени, в повышении содержатель­ности и снижении монотонности труда.

Использование бригадных форм организации труда требует проведения большой подготовительной работы, обеспечивающей соответствие техники, технологии, организации производства и управления коллективным формам организации труда.

В частности, необходимо;

· формировать бригадокомплекты по изделиям, состоящие из однородных по конструктивно-технологическим призна­кам заготовок деталей, сборочных единиц, для закрепле­ния их за бригадой;

· определять производственную площадь, состав оборудова­ния и оснастки, закрепляемых за бригадой;

· выявлять рациональные границы разделения труда и со­вмещения профессий в бригаде;

· выбирать систему оплаты труда и расчета коэффициента !- трудового участия;

· обосновать показатели хозяйственной деятельности под­разделений (расхода материалов, фонда заработной платы, электроэнергии и др.) и условия стимулирования за достиг­нутые результаты труда.

Формирование бригад и рациональная организация их ра­боты требуют соблюдения определенных правил:

· в бригаду целесообразно включать рабочих, совместная ра­бота которых дает в той или иной стадии законченный продукт:

· распределение и сочетание работ в бригаде должны быть организованы так, чтобы коллективный характер труда не приводил к обезличке и наряду с результатами работы всей бригады можно было выявить результаты работы каждого ее члена и время, затраченное им;

· бригада должна получать конкретное задание по объему и срокам изготовления продукции при выполнении произ­водственных работ;

· на предприятии должны быть организованы точный учет и оценка результатов работы бригады;

· члены бригады должны привлекаться к коллективному уп­равлению производством и выбору руководства бригады.

На заключительном этапе проектирования бригад разраба­тывается паспорт бригады, в котором фиксируются ее технико-экономические и социальные характеристики: закрепляемое за бригадой основное и вспомогательное оборудование; численный и профессионально-квалификационный состав; варианты опти­мального совмещения профессий и операций; методы и приемы работ; набор и порядок расположения коллективной и индиви­дуальной организационной оснастки; нормы времени, выработ­ки и обслуживания; система материального и морального стиму­лирования.

Для организации производительного труда в бригадах прин­ципиальное значение имеет правильный выбор планово-учетной единицы планирования хода производства. В поточном произ­водстве такой единицей является деталь. За многономенклатур­ной поточной линией закрепляется постоянный набор деталей, выпуск которых во времени несложно согласовать с их потребно­стью на сборке и с производительностью линии в определенном плановом периоде. В непоточном производстве сложно сформи­ровать планово-учетную единицу, обеспечивающую устойчивое выполнение плана производства продукции и повышение эффек­тивности производства.

Для организации работы предметно-замкнутых участков в качестве эффективной и надежной планово-учетной единицы можно использовать маршрутный комплект деталей (бригадо-комплект), который формируется с учетом большого количества требований и ограничений, предъявляемых к нему.

Так, требуется обеспечить: комплектность деталей, подавае­мых на сборку с учетом их организационно-плановых парамет­ров; концентрацию на одном производственном участке одно­родных по конструктивно-технологическим признакам деталей; плановый объем выпуска каждой детали с учетом ее применя­емости, нормативного размера партии запуска и фактического ее задела на центральном комплектовочном складе.

Сегодня даже в условиях единичного и мелкосерийного типа производства возможна такая концентрация на производственном участке однородных по конструктивно-технологическим призна­кам деталей, которая обеспечивает формирование предметно-за­мкнутых участков и закреплении за ними определенных групп деталей в соответствии с конструкторско-технологическим клас­сификатором деталей, изготавливаемых на предприятии.

Комплектность деталей обеспечивается порядком формиро­вания маршрутного комплекта деталей (МКД).

МКД — это комплект деталей одного или нескольких изде­лий, настолько однородных по конструктивно-технологическим характеристикам, что они изготавливаются по типовому (едино­му) технологическому маршруту, на определенном маршрутном (предметно-замкнутом) участке в соответствии со сроками изго­товления своих изделий (заказов) и загружают каждую взаимо­заменяемую группу рабочих мест участка, в среднем на полови­ну рабочей недели.

Плановый объем выпуска каждой детали с учетом ее приме­няемости и нормативного размера партии запуска обеспечивается порядком формирования МКД. Для формирования МКД исполь­зуют информацию о подетальном составе изделий (заказов), об очередности и программе их запуска в плановом периоде, о при­ меняемости деталей в изделиях; схемы входимости ДСЕ (деталей, сборочных единиц) в состав каждого изделия; данные о наличном складском запасе по унифицированным и стандартным деталям.

Формирование МКД включает следующие этапы работ: рас­чет потребности в деталях участка (цеха) на определенный пери­од с учетом плана выпуска товарной продукции предприятия и уровней входимости ДСЕ в состав изделия; корректировку по­требностей в унифицированных и стандартных деталях по со­стоянию незавершенного производства цехов и наличного склад­ского запаса; расчет нормативных размеров партий запуска уни­фицированных и стандартных деталей и построение графиков их запуска-выпуска по дням планового периода; формирование

допустимого состава МКД.

В допустимый состав первого МКД включают детали, запус­каемые по плану-графику запуска-выпуска изделий в первой ; половине первой рабочей недели планового периода. Если трудоемкость всех деталей, включенных в состав первого МКД од­ного изделия, не обеспечивает загрузку каждой взаимозаменяе­мой группы рабочих мест участка в среднем на половину рабо­чей недели, то его объединяют с другими МКД. Так в состав . первого МКД включаются детали изделия, запускаемого вторым, в так далее, пока общая трудоемкость деталей, включенных в первый МКД, не превысит 50% трудоемкости работ, которые может выполнить участок за рабочую неделю.

Это необходимо для гашения обычного фона (среднего уров­ня) производственных возмущений - возможной задержки за­пуска на одну смену до половины деталей комплекта. Аналогич­но формируются и последующие МКД.

Маршрутный комплект деталей, сформированный таким образом, учитывает все организационно-технические условия производства и в качестве планово-учетной единицы использу­ется для измерения конечного результата работы бригады, т.е. МКД является комплектом деталей на бригаду, которая обслу­живает производственный участок.

11.3. Организация технического обслуживания производства

Система обслуживания рабочих мест. В процессе выполне­ния производственных заданий каждое рабочее место нуждается в различных видах обслуживания: доставке материалов, заго­товок, вывозе готовых деталей, наладке и ремонте оборудования, контроле качества продукции и т.п. Сочетание различных видов обслуживания образует систему обслуживания рабочих мест, уча­стков, цехов и всего производства в целом.

Система обслуживания — комплекс постоянно действу­ющих организационно-технологических регламентов на виды, объемы, периодичность и методы выполнения вспомогатель­ных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительного труда.

Проектирование организации и обслуживания конкретных ра­бочих мест выполняется с использованием типовых проектов, разработанных отраслевыми центрами НОТ и проектно-техноло-гическими институтами для наиболее массовых профессий. При этом заимствованное типовое решение уточняется и конкрети­зируется в зависимости от организационно-технических условий данного производства: типа производства, сложности изготавли­ваемой продукции, уровня специализации и кооперирования ра­бот по обслуживанию.

Проект организации и обслуживания рабочего места оформ­ляется в виде специальной карты организации труда и рабочего места, получающей статус паспорта или стандарта предприятия. В этой карте на лицевой стороне приводятся следующие рекви­зиты: операции, разряд и квалификация рабочего, планировка рабочего места, траектория перемещения рабочего и деталей; потребное оборудование, технологическое и организационно-тех­ническое оснащение рабочего места.

На оборотной стороне указываются рациональная структура. факторы, влияющие на выполнение трудового процесса, и его продолжительность, формы и сроки обслуживания рабочего мес­та, показатели оптимальных условий труда.

Функционирование системы обслуживания рабочих мест имеет большое значение для повышения производительности труда и эффективности производства.

Удельный вес вспомогательных и обслуживающих рабочих в машиностроении в среднем составляет около 50%. Несмотря на это внутрисменпые потери времени основных рабочих, вызван­ные нарушениями в системе обслуживания, составляют, как пра­вило, 10-15% общего фонда времени. Наибольший удельный вес имеют потери времени из-за отсутствия сырья, материалов и заготовок (28% всех потерь), из-за несвоевременного ремонта и

наладки оборудования (22,4%) и т.д.

Обслуживание рабочих мест включает следующие функции:

1) производственно-подготовительная - комплектование и выдача на рабочие места предметов труда, производственного зада­ния и технической документации, проведение производственно­го инструктажа;

2) транспортная — доставка предметов труда к рабочим местам, погрузочно-разгрузочные работы, вывоз готовой продукции и удаление отходов производства;

3) инструментальная — обеспечение инструментом и приспо­соблениями, заточка и ремонт инструментов;

4) наладочная — наладка и подналадка оборудования и тех­нологической оснастки;

5) энергетическая — обеспечение рабочих мест всеми видами энергии;

6) контрольная — контроль качества сырья и продукции, со­блюдение технологического режима, предупреждение брака, об­служивание и ремонт измерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

7) межремонтная — текущий и профилактический ремонт оборудования;

8) складская — складирование, учет, хранение, выдача мате­риалов и готовой продукции;

9) хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка на рабочих местах и в цехе, санитарно- и культурно-бытовое об­служивание.

Научная организация труда предусматривает, чтобы все эти функции обслуживания выполнялись бесперебойно и по опреде­ленной системе. При централизованной системе рабочие места рабочих на предприятии обслуживаются едиными функциональ­ными службами. Эта система применяется главным образом на предприятиях, основные производственные цехи которых, как правило, располагаются в одном здании.

При децентрализованной системе функции обслуживания выпол­няют либо сами производственные рабочие, либо вспомогательные ра­бочие, находящиеся в тех подразделениях, которые они обслуживают (цех. участок). Подобная система позволяет усилить ответственность руководителей производственных подразделений за качество обслу­живания и оперативно учитывать требования с рабочих мест.

Однако при этой системе не всегда рационально используется рабочее время вспомогательных рабочих и их численность боль­ше, чем при централизованной системе. При смешанной (комби­нированной) системе часть функций обслуживания выполняется централизованно, часть - децентрализованно. Эта система, как наиболее гибкая, нашла наибольшее применение.

По форме обслуживание может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным.

Стандартное обслуживание предусматривает регулярное пополнение рабочих мест предметами труда, принудительную замену режущего и мерительного инструмента и приспособле­ний, наладку и подналадку оборудования, а также вывоз с рабо­чего места готовой продукции по заранее разработанному стан­дарт-плану.

При этой форме обслуживания основные производственные рабочие освобождаются от каких-либо вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандарт-обслуживание может быть применено лишь в массовом производстве, при устойчивом производственном процессе и по­стоянном закреплении операций за рабочими местами.

При планово-предупредительном обслуживании все рабо­ты по обслуживанию рабочих мест выполняются на основе ка­лендарных планов-графиков, увязанных с оперативно-производ­ственными планами. Эта форма обслуживания широко распро­странена в крупносерийном производстве.

Основные принципы организации форм обслуживания:

· плановость (полная согласованность обслуживания с пла­новым ходом производства);

· предупредительность (упреждение каких-либо перебоев в ходе производства);

· комплектность (обеспечение полного обслуживания по всем функциям);

· своевременность (устранение возникающих в процессе про­изводства неполадок в сжатые сроки);

· надежность (устойчивость наладки, точность регулирования, высокое качество профилактических работ и ремонта);

· экономичность (выполнение вспомогательных работ с ми­нимальными трудовыми и материальными затратами).

· В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание. Оно осуществляется по мере необходи­мости по вызовам с рабочих мест и сменно-суточным заданиям. От дежурного обслуживания необходимо переходить к наиболее эффективному планово-предупредительному обслуживанию рабочих мест. Базой организации такого обслуживания в условиях единого и мелкосерийного производства является разработка устойчивых проектов сменно-суточных заданий рабочим на трое суток вперед.



Карта сайта Контакты Лекции Организационная подготовка производства и освоение новых видов продукции Организация научно - исследов. работ и конструкторской подготовки производства Организация систем качества на предприятии Организация технологической подготовки производства Основы организации подготовки производства к выпуску новой продукции.doc Планирование и оперативное управление подготовкой производства Производственный процесс и основные принципы его организации 

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...