В науке существует много понятий для определения человека, занимающего руководящий пост, но наиболее признанными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д., соответствует характеристике лидера. Роль руководителя определена организацией, кругом функций. Лидер возникает стихийно, его нет в штатах организации. Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера. Лидер — это человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер — наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Руководитель — это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. К руководителю Всегда предъявляются особые требования — исполнитель воли вышестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, имеет право применения санкций. Руководитель — это человек, которого назначают решетя определенных задач, это специалист-профессионал.Помимо выявленных различий между ними существует и общее. Это: 1) руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими, только работают они в системе формальных и неформальных отношений; 2) оба реализуют процессы социального влияния в группеили коллективе, но влияние идет по официальным и неофициальным каналам; 3) обоим присуща субординация отношений. В руководствесубординация отношений выступает достаточно отчетливо изакреплена в должностных инструкциях. В лидерстве субординация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередколидерство способно переходить в руководство, а руководительстановится лидером. Человеческий фактор играет все большую роль в управлении, что требует от руководителей любого уровня знания психологии. Современная психология органически входит в методы управления, показывает разнообразные психологические подходы к жизни организаций и управлению ими. От руководител сегодня требуется умение находить оптимальные методы эСР фективного управления. Необходимо помочь руководителю с мостоятельно найти наиболее важные для него знания, Р шить вопросы, связанные с психологией управления. В работе руководителя много привлекательных сторон: о предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и ув-екательной. Менеджеру приходится часто решать сложней задачи в условиях критических ситуаций и неопределенны перспектив. В прошлом на должность менеджеров старались подбирать людей с ярко выраженными диктаторскими формами управления, поскольку рабочие считались в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий была такой: «Бизнес еСТЬ бизнес, работай не рассуждая». С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала считаться способность играть роль главы семьи, по отечески относящегося к подчиненным, действующего по формуле «Твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.
|