Менеджер принимает организационные решения и реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть реализации любой функции управления. Понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для того, чтобы преуспеть в искусстве управления. Для этого целесообразно рассмотреть типы решений, используемые способы, научные методы повышения эффективности и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Решение как выбор альтернативы представляет собой достаточно систематизированный процесс, причем в управлении организацией этот процесс более систематизирован, чем в частной жизни. Ответственность за принятие важных организационных решений — это тяжелое моральное бремя, тяжесть которого воз-растает по мере роста уровня управления. Принятие решений — это каждодневная работа менеджера, отражающаяся на всех аспектах управления. Профессор Фрэнк Харрисон писал: «Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое компетентность в данной области отличает менеджера от неменеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги. Профессор Минцберг показал, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информациных обменах и принятии решений. В области принятия решений. Минцберг выделил четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, паспределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Пропорции этих ролей во многом зависят от уровня управления. Тем не менее каждый менеджер периодически в той или иной мере исполняет все эти роли. Решение как выбор альтернативы предусматривает ответ на ряд вопросов. В современных условиях быстро меняющейся обстановки многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров.
|