Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д. Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач. Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления: ♦ функций маркетинга — для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития); ♦ функций планирования — для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов); ♦функций организации — для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной тельности на конкретный период; ♦ функций оперативного руководства — для мгновенноговмешательства в процесс деятельности организации, чтобы pea.лизовывать запланированные и организованные мероприятия ипри необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями; ♦ функций контроля — для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убыткови т.д.); ♦ функций мотивации — для морального и материальногостимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации. Характерно, что вне зависимости от уровня управления менеджеры должны 40% времени использовать для выполнения основных функций управления. Организационно-технические функции аппарата управления включают в себя: - сбор, систематизации, обработку и анализ информации; - выработку и принятие решений; ♦ доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения; ♦ проведение контроля выполнения решений.
|