Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:«НОВОВВЕДЕНИЯ», «ИННОВАЦИИ»  
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ИХ СУЩНОСТЬ  
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА  
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:«НОВОВВЕДЕНИЯ», «ИННОВАЦИИ»

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для органи­зационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «ин­новация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову «нововве­дение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, ко­торое способствует развитию и повышению эффективности инно­вационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в про­изводство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном менеджменте можно выделить два направ­ления.

Первое — инновация в своем развитии (жизненном цикле) ме­няет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инно­вационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Второе — также весьма актуальное для России движение от ин­новации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирова­ние новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распро­странение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; вы­работка инновационных решений и т.д. [26]. В приведенном перечне составных частей инноватики отсутствуют некоторые важные эле­менты, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. В других работах сделана попытка обобщить основные кон­цепции инновационного развития, но некоторые из них не учтены в полной мере, в частности концепции цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования иннова­ционных процессов [26].

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организаци­онных изменений, происходящих в процессе реализации иннова­ций, можно определить как инновационный процесс, а период созда­ния, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:         

как процесс (Б. Твисс, А. Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Сайта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);

как систему (Н.И. Лапин, И. Шумпетер);

как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич).

Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их раз­решения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на тех­нологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» рас­сматривал инновацию как экономическое воздействие техническо­го изменения. Он пытался найти в рамках производственной функ­ции сущность инновационного предпринимательства. «Производ­ственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию».[1]

Мощный толчок началу серьезных исследований по иннова­циям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Конд­ратьева[2], которого известный американский экономист Питер Друккер назвал экономистом номер один XXI века. Рассмотрен­ные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные вол­ны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были при­знаны инновации.

Идеи Кондратьев[3] оказали сильное влияние на австрийского экономиста И. Шумпетера, который, собственно, и стал родона­чальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономичес­кие циклы» и других трудах И. Шумпетер исследовал основные по­нятия теории инновационных процессов. Он рассматривал ново­введения как изменение технологии и управления, как новые ком­бинации использования ресурсов. При этом И. Шумпетер подчер­кивал роль предпринимателя в инновационном процессов[4]. Он считал, то предприниматель является связующим звеном между изобрете­нием и нововведением.

Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Понятие «технологический уклад» (в со­временном понимании данного термина) введено в научный оборот С.Ю. Глазьевым [6]. Оно имеет


некоторую общность с рассмотрен­ным выше понятием технологической системы, но достаточно полно исследовано применительно к российской действительно­сти. Технологический уклад — это группы технологических сово­купностей, связанные друг с другом однотипными технологиче­скими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым факто­ром, организационно-экономическим механизмом регулирования. С.Ю. Глазьев и другие экономисты выделяют пять технологиче­ских укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности [7]. Передача оборонных технологий в гражданский сектор осуществляется крайне медленно вследствие неотработанности, конверсии и ряда других причин.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный техниче­ский, социально-экономический эффект.

Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определя­ют три фактора:

состояние внешней среды (политическая и экономическая ситу­ация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государ­ственно-монополистического регулирования и т.д.);

состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (на­личие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

специфика самого инновационного процесса как объекта управ­ления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, марке­тинговую деятельность производителей и в конечном счете ориен­тированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить мак­симум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринима­теля, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, орга­низовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем са­мым реализовал свой коммерческий интерес.

В последние годы многие крупные фирмы и организации с раз­витой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и воз­можности поощрения нового поколения изобретателей и новато­ров — высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, раз­работки новой продукции, технологии освоения новых сфер дея­тельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутрен­нее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.

По мнению Р. Нильсона и других, интрапренерство является ме­тодом, который может помочь организации в устранении внутрен­них конфликтов между интеграцией и потребностью в гибкости и инновациях. Это развитие в большой организации внутренних рын­ков и относительно небольших и независимых подразделений. Они предназначены для того, чтобы создавать и апробировать продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации работу по совершенствованию продуктов, внедрению инноваций, новых тех­нологий и методов.

Дж. Пинчот характеризует интрапренеров (внутренних пред­принимателей) как «мечтателей, которые творят». Это те люди, ко­торые берут на себя практическую ответственность за осуществле­ние на предприятии инноваций любого рода. Интрапренер может быть созидателем или изобретателем, но он всегда остается мечта­телем, который работает над тем, каким образом идею превратить в выгодную реальность.

Интрапренерство — это саморегулируемый процесс изобретате­ля-инициатора, его нельзя ни назначить, ни снять. Обычно это люди, обладающие энергией и стремлением довести свою идею до практических результатов, несмотря ни на какие препятствия. Внут­ренний предприниматель, по мнению Дж. Пинчота, с одной сторо­ны, одинокий, справедливый индивидум, который среди всеобщей трусости и упадка соблюдает принятые на себя обязательства, сле­дует своему призванию и в конце концов, справляясь со многими препятствиями, побеждает. С другой — тип новатора, который пре­одолевает сопротивление всего старого и добивается того, чтобы новые идеи были приняты.

Для более удобного анализа существующие варианты определе­ния инноваций (разработки ученых Санкт-Петербургского государ­ственного университета технологии и дизайна) дополнены автором и сведены в табл. 1.15[1].


 
 
 


Трудовые ресурсы предприятия Формирование финансовых результатов предприятия Задачи, функции и виды контроля Сущность технического контроля ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ИХ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...