Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ  
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управ­ленческих органов представляют собой компоненты государствен­ной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом со­единяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государствен­ного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в эко­номические процессы.

Государственная инновационная политика это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, на­правления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации до­стижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комп­лексных концепций научно-технического развития [38]:

ориентирование и поддержка научных исследований;

регулирование направлений научно-технического развития;

защита отечественной промышленности, повышение ее конку­рентоспособности ;

совершенствование системы стимулирования научно-техниче­ского развития;

лицензионно-патентное право (патентование, доступность па­тентной информации);

поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

разработка критериев оценки результатов инновационной дея­тельности и ее оценка;

совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

формирование и реализация федеральных научных и научно-тех­нических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

финансирование научной и (или) научно-технической деятель­ности за счет средств федерального бюджета;

содействие развитию научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности субъектов РФ;

совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными дого­ворами РФ;

охрана прав интеллектуальной собственности;

формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информа­ции, патентно-лицензионного дела и управление ими;

установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются [39]:

создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

повышение эффективности производства и конкурентоспособ­ности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в иннова­ционной сфере;

расширение государственной поддержки инновационной деятель­ности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

осуществление мер по поддержке отечественной инновацион­ной продукции на международном рынке и по развитию экспорт­ного потенциала Российской Федерации.

Государственная инновационная политика Российской Федера­ции формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов [39]:

признание приоритетного значения инновационной деятельно­сти для повышения эффективности уровня технологического раз­вития общественного производства, конкурентоспособности науко­емкой продукции, качества жизни населения и экологической бе­зопасности;

обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

концентрация государственных ресурсов на создании и распро­странении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в про­цессе инновационной деятельности;

создание благоприятного инвестиционного климата при осуще­ствлении инновационной деятельности;

государственная охрана прав и интересов субъектов инноваци­онной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;

активизация международного сотрудничества Российской Фе­дерации в инновационной сфере;

укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновацион­ной деятельности.

Основными приоритетными направлениями инновационной поли­тики, осуществляемой государством на современном этапе разви­тия нашей страны, являются:

1)        работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в техно­логическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межот­раслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планирова­нии производства;

2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проек­там, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направлен­ных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей сре­ды, инфраструктуры);

4) направления НТП, связанные с международным разделени­ем труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики долж­ны являться:

качественно новый уровень ресурсосбережения, рост произво­дительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высо­кой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразо­вание структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторо­ну разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

качественно новый уровень жизни населения в результате со­вершенствования бытовой предметной среды для городского и сель­ского населения;

преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промыш­ленного производства.

Необходимо разработать систему социальных нормативов, рег­ламентирующих требования к новым технологиям и технике, про­ектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и твор­ческого характера труда.

Для реализации социальных гарантий необходимо создать ме­ханизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате вне­дрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и по­вышения квалификации работников.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь:

 четко определенные цели;

органы управления, реализующие функции, которые обеспечи­вают достижение сформулированных целей;

информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функ­ции управления;

инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

К основным элементам регулирования относятся несколько составляющих:

прямое государственное стимулирование НИОКР путем распре­деления бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госза­каз, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государствен­ных научных приоритетов;

косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной таможенной по­литики, а также путем поддержки инновационных малых предпри­ятий;

предоставление различного рода льгот субъектам инновацион­ного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществ­ляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

формирование инновационного климата в экономике и инфра­структуры обеспечения исследований и разработок, включая наци­ональные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготов­ки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспече­ния информацией лиц, принимающих решения.

Первая группа документов, регулирующих инновационную госу­дарственную политику, — это законодательные акты.

В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» [38] сформулирована система целей госу­дарственной научно-технической политики. Это единственная по­пытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удач­ным.

Более четкий подход использован при разработке проекта Фе­дерального закона «Об инновационной деятельности и государ­ственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инноваци­онные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все после­дующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же слу­чае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и от­ветственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инно­вационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: созда­вались инновационный совет и инновационный комитет, формиро­вался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса про­грамм и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

Вторая группа документов (небольшая) определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования иннова­ционной деятельности. Таких ведомств три.

Главное — Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осу­ществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования РФ возложены задачи по акти­визации инновационной деятельности в образовательных учрежде­ниях, которая направлена на «эффективную реализацию результа­тов научных исследований и разработок», проводимых в организа­циях высшей школы.

В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разра­ботки предложений по регулированию инновационной деятельно­сти субъектов малого предпринимательства.

Столь очевидное и скудное по содержанию распределение фун­кций является следствием отмеченных выше недостатков законода­тельства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инно­вационной деятельности. В результате на практике наиболее актив­ным в поддержке инноваций является Министерство науки и тех­нической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разра­боток, так и деятельности по внедрению их результатов. Министер­ством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть до­статочные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вы­явил серьезное несоответствие законодательных норм новым усло­виям управления в сфере науки, техники и инновационной деятель­ности.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является од­ним из сдерживающих факторов развития инновационной деятель­ности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных докумен­тов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по иннова­ционной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоя­щего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инно­вационная деятельность», «государственная инновационная поли­тика» и другие, трактуются неоднозначно.

По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт мик­роэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инно­вационной деятельности и государственной инновационной поли­тике в РФ». Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики. Представлен в Правительство России*.

В соответствии с вышеуказанным проектом закона к инноваци­онной деятельности относится деятельность от выполнения науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, до реализации готовой продукции, технологического процесса. Сюда же включаются: проведение маркетинговых исследова­ний, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подго­товка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки про­изводства, сертификации и стандартизации новых процессов, про­дуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким обра­зом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших государственных задач — направленность науки и про­изводства на реальное широкомасштабное использование достиже­ний НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потреб­ностей рынка отечественной продукцией.

В соответствии с вышеуказанными законами государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следую­щих формах [38, 39]:

финансирование научно-исследовательских, опытно-конструк­торских и технологических работ, связанных с инновационной дея­тельностью;

финансирование инновационных программ и проектов, обеспе­чивающих инновационную деятельность мероприятий, а также дея­тельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

финансирование патентования за рубежом изобретений и про­мышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или го­товящейся к экспортированию отечественной продукции;

инвестирование средств в создание и развитие субъектов инф­раструктуры инновационной деятельности;

размещение государственного заказа на закупку продукции, со­зданной в результате инновационной деятельности;

предоставление субсидий на реализацию отдельных инноваци­онных [1]проектов и обеспечивающих мероприятий;

поручительство перед российскими и иностранными кредито­рами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.

В связи с введением в действие Федерального закона «Об инно­вационной деятельности и государственной инновационной поли­тике в Рф» необходимо принять или изменить следующие норма­тивно-правовые документы.

1. Законы:

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

О внесении изменений и дополнений в отдельные законода­тельные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошли­нам, инвестициям;

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон ,и «О государственном прогнозировании и программах социально-V экономического развития РФ».

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ: о перечне видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правитель­ства или которыми запрещено заниматься;

об организации аккредитации субъектов инновационной инф­раструктуры;

о режиме регулирования и стимулирования инновационной

деятельности в Российской Федерации;

о создании и функционировании инновационных, инновацион­но-страховых и инновационно-венчурных фондов.


 

 



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:«НОВОВВЕДЕНИЯ», «ИННОВАЦИИ» КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ИХ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ФИРМЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ  

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...