Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
 
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ФИРМЫ  
ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ  
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ

Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения(см.рис.3.2).
Макроокружение создает общие условия среды функционирования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако степень влияния его состояния на инновационную деятельность фирм неодинакова. Это связано с различиями как в сферах их деятельности, так и во внутреннем потенциале (табл. 3.2).
 

Анализ экономической составляющей макроокружения позволя­ет понять, как формируются и распределяются инновационные ре­сурсы, какова величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производи­тельность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и как они влияют на инновационную деятельность фирмы. При изучении экономической сферы важно обращать внимание на та­кие факторы, как: общий уровень экономического развития, добы­ваемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового регулирования инновационной деятельности предполагает изучение законов и других нормативных актов, уста­навливающих правовые нормы и рамки отношений. Он дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые ме­тоды отстаивания своих интересов. Причем анализ правового регулирования не должен сводиться только к изучению содержания пра­вовых актов, важно их постоянное совершенствование и практиче­ская реализация законодательства.

Политическую составляющую макроокружения необходимо знать в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в области инноваци­онной деятельности, с помощью которых государство будет прово­дить в жизнь свою политику. Анализ политической компоненты концентрируется на выяснении следующих вопросов: какие инно­вационные программы пытаются провести в жизнь различные об­щественные структуры; какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти; каково отношение правительства касательно различных отраслей экономики и регионов страны; ка­кие изменения в законодательстве и правовом регулировании воз­можны в результате принятия новых законов и норм, регулирующих инновационные процессы.

Изучение социальной составляющей макроокружения направле­но на выявление влияния на инновационную деятельность таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и ценности; де­мографические структуры общества; рост населения; уровень обра­зования; мобильность людей, или готовность к перемене места жи­тельства, и др. Значение социальной сферы очень важно, потому что она является всепроникающей и влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду фирмы. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если проис­ходят определенные социальные перемены, то они приводят к очень существенным изменениям в окружении фирмы, поэтому необхо­димо серьезно отслеживать социальные факторы.

Анализ технологической среды позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, оказания услуг, выполнения работ по усовершенствованию производимой продукции, а также по мо­дернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Однако прогресс науки и техники несет в себе и большие угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся пер­спективы, так как технические новшества для осуществления ко­ренных изменений преимущественно создаются за пределами от­расли, в которой они функционируют.

Проводя изучение различных компонент макроокружения, но иметь в виду два следующих момента [35].

Во-первых — это сильное взаимовлияние всех компонент макроокружения. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменениям в остальных. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не отдельно, а системно с отслеживанием влияния изменений друг на друга.

Во-вторых — степень воздействия отдельных компонент на раз­личные фирмы. Так, степень влияния проявляется по-разному в за­висимости от размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, тер­риториального расположения и других факторов.

Задачей анализа потребителей является составление профиля заказа покупателей научно-технической продукции, реализуемой фирмой. Такое изучение позволяет лучше уяснить следующие проб­лемы: какой вид продукции пользуется наибольшим спросом у по­требителя; на какой объем продаж может рассчитывать фирма; на­сколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает продукцию в будущем и др.

Исследуя потребителей, фирма также узнает, насколько сильны ее позиции по сравнению с конкурентами.

Анализ поставщиков направлен на выявление отдельных аспектов в деятельности субъектов, снабжающих фирму различным сырьем, по­луфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и др., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество продукции, производимой фирмой.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить фирму в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глу­боко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал для того, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспе­чивали бы фирме максимальный успех во взаимодействии с ними.

При изучении поставщиков в первую очередь надо обратить внимание на такие характеристики их деятельности, как:

стоимость поставляемого товара;

гарантия качества поставляемого товара;

временной график поставки товаров;

пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней  среды для  обеспечения реализации продукции и своего преимущества, занимает особое и важное место в инновационном менеджменте.  Важным фактором внешней среды инновационного предприя­тия является развитие научно-технического прогресса.

Выход на мировые рынки высокотехнологичной продукции не­возможен без ускоренного освоения российскими предприятиями научно-технического потенциала. Это невозможно без государ­ственной поддержки фундаментальных и прикладных исследова­ний. Но не следует забывать, что Россия, где работает 12% ученых всего мира, поставляет на экспорт лишь 1 % наукоемкой продукции. V' Прежде всего это связано с тем, что в нашей стране имеют суще­ственное преобладание фундаментальные исследования. Но, как показывает практика, в странах с высоким уровнем наукоемкой экономики на 1 рубль (условный эквивалент) затрат, направленных на фундаментальные исследования, приходится 10 рублей затрат на прикладные научно-исследовательские работы (НИР); 100 рублей на производство и 1000 рублей на продвижение выпущенного това­ра на рынок. В России же после инвестиций в фазу фундаменталь­ных НИР в размере 1 рубля на прикладные остается 20 копеек, а на производство и того меньше, не говоря уже о затратах на маркетинг. В целом затраты на инновации не превышают 3% в общем объеме инвестиций в объекты производственного назначения [21].

Не менее актуальными являются развертывание системы подго­товки кадров, формирование информационной инфраструктуры и системы охраны интеллектуальной собственности. Для этого необ­ходимо радикальное обновление целевых установок, создание мак­симально благоприятных условий для развития инновационной де­ятельности, чему должен предшествовать выход из кризиса эконо­мики, реализация эффективной инвестиционной политики, стиму­лирующей экономический рост и снижающей производственные и другие издержки.

К внешним условиям развития инновационного предпринима­тельства относится и Международное научно-техническое сотрудни­чество (МНТС). Оно направлено на: сохранение российского науч­но-технического потенциала; обеспечение ускоренного вхождения России в мировое научно-технологическое сообщество при соблюде­нии требований технологической безопасности страны; защиту на­циональных интересов в сфере интеллектуальной собственности, а также авторских прав российских ученых и специалистов в отноше­ниях с иностранными партнерами; приоритетное развитие научно-тех­нического сотрудничества с государствами — участниками СНГ.

Инфраструктура МНТС включает: формирование договорно-правовой базы (соглашения); определение приоритетных направлений- разработку планов и программ сотрудничества; реализацию на

основе конкретных совместных научно-технических проектов; поиск адекватных форм сотрудничества в инновационной сфере и

оптимальных схем трансферта технологий; отработку финансового механизма сотрудничества.

Важное место отводится вопросам введения лицензирования консультационно-посреднических услуг, связанных с передачей ре­зультатов научно-технической деятельности за рубеж и получением их из-за рубежа; введения системы регистрации лицензионных до­говоров, связанных с передачей прав на использование за рубежом отечественных объектов промышленной собственности, защищен­ных законодательными документами. Проходят согласование с за­интересованными министерствами и ведомствами проекты норма­тивных документов по введению государственной аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры, к которым предлагает­ся отнести и организации, предоставляющие консультационно-по­среднические услуги по внешнеэкономической деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотрас­левых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» создан и действует Российский фонд тех­нологического развития (РФТР).

Средства этого фонда формируются за счет перечисления феде­ральными министерствами и иными федеральными органами ис­полнительной власти 25% средств, поступающих в их отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР, которые, в свою очередь, образуются за счет добровольных отчислений предприяти­ями и организациями всех форм собственности до 1,5% от себесто­имости реализуемой продукции (работ, услуг).

Основной целью деятельности Российского фонда технологи­ческого развития и всей системы внебюджетных фондов НИОКР в Целом является создание условий, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала России.

Средства РФТР направляются на финансирование НИОКР по зданию новых видов и совершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продук­ции и других НИОКР.

Являясь головным межотраслевым внебюджетным фондом,

РФТР финансирует проведение крупных НИОКР во всех отраслях

экономики страны. Значительная часть средств РФТР направляется  на финансирование НИОКР, осуществляемых силами государственных научных центров, ведущих НИИ и КБ, РАН и отраслевые ми академиями.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1994 г. № 65 образован Фонд содействия развитию малых предприятий в науч­но-технической сфере.

Основной целью фонда является развитие малого предпринима­тельства в научно-технической сфере (создание наукоемких инкуба­торов бизнеса, инновационных, инжиниринговых и др.), а также по­ощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам разрабатываемым малыми инновационными предприятиями.

Фонд предоставляет финансовую поддержку на возвратной ос­нове с оплатой за использование средств федерального бюджета на финансирование науки. Возвращаемые малыми предприятиями средства также используются для уставной деятельности фонда.

Фондом создан механизм конкурсного отбора проектов малых предприятий с поквартальным циклом финансирования. Первая стадия отбора научно-техническая, финансовая, производствен­ная, маркетинговая экспертиза проектов, осуществляемая привле­каемыми внештатными экспертами-специалистами в течение 60 дней. Вторая стадия — установление рейтинга проектов для по­следующего финансирования; осуществляется конкурсной комис­сией в течение 30 дней.

В ряде стран для стимулирования притока частного капитала в сферу НИОКР уже многие годы используют дополнительные льго­ты — так называемые экстраконцессии, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходо­ванных на научные исследования и разработки.

Если предприятие расходует свои средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не имеет в данный момент достаточной прибыли для того, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами, в законодательстве многих стран предусмотрена возмож­ность переноса такого права на будущее. Период действия отложен­ных налоговых льгот обычно может составлять от 1 года до 10 лет в зависимости от характера осуществляемых инвестиций.

Необходимость в таком подходе предопределена характерными для рыночной экономики циклическими явлениями и возникаю­щим как следствие чередованием периодов спада и оживления конъюнктуры. В периоды экономических кризисов, когда прибыль резко падает или отсутствует вообще, предприятия больше всего  нуждаются в обновлении ассортимента выпускаемой продукции и переходе на новые, более эффективные технологии. Однако доход, позволяющий рассчитывать на получение предусмотренных зако­ном налоговых льгот, может появиться лишь спустя какое-то время, когда наступит оживление экономики, и часто именно благодаря проведенной модернизации производства (табл. 3.3).
 


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ФИРМЫ УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СЕКТОРАМ НАУКИ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕНЧУРНЫМИ ФИРМАМИ 

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...