Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома через Internet
Карта сайта | Контакты | Главная |
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА  
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ  
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА  
СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ  
КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ  
ДИСКОНТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ  
ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ  
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ  
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Партнеры сайта

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЭА при принятии УР

 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика машиностроительного предприятия

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Реализация инновационных проектов осуществляется поэтапно.

Этап формирования предложений по приоритетным направлени­ям (ПН) и критически важным технологиям:

1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев до­стижения цели.

2. Для каждого проекта (технологии), реализующего ПН, дела­ется оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по ПН и критически важным технологиям.

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются канди­датами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» — кандидатами в группу особо приоритетных (критически важных).

Количество параметров с высокой оценкой может меняться в процессе решения практических проблем. Оценки устанавливают­ся на основе расчетов или экспертно, при этом расчет проводится в ценах на определенный момент времени и цены на материалы и продукцию принимаются постоянными на протяжении реализации проекта в связи с трудно прогнозируемыми инфляционными про­цессами в стране.

На этапе распределения финансов между проектами внутри промышленности  используются правила принятия решений, основанные на схеме «затраты — эффективность»: в первую очередь наличные средства выделяются проекту с максимальной степенью экономн­ой эффективности (степенью приоритетности).

Распределяются средства между программами по признаку равенства  экономической эффективности: дополнительной отдачи (прироста эффекта) на 1 рубль дополнительного финансирования.

Степень приоритетности определяется так:      

1. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается
двум показателям:

конечный результат, измеряемый приростом анализируемо показателя за фиксированный период;

затраты при производстве программной продукции (общие включая инвестиции и текущие издержки).

2. Рассчитывается значение показателя эффективности, характе­ризующего степень приоритетности: результат делится на затраты

3. Все проекты упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффективности (эффект/ затраты).

Таким образом, на этапе предварительного отбора формируют­ся три класса проектов (технологий): особо приоритетные (крити­чески важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на следующих эта­пах процедур.

Внутри каждого класса упорядочение может проводиться по критерию экономической эффективности (затраты — эффектив­ность, отдача на 1 рубль вложений).

Этап предварительного отбора приоритетных направлений и кри­тически важных технологий относится ко второй фазе общей схемы процедуры выбора и реализации ПН НТП. Ей предшествует фаза формирования целей, за которой следуют фазы подготовки бюджет­ных заявок, распределения ресурсов, контроля результатов и кор­ректировки ПН.

Основное назначение этапа:

1. Проведение предварительной оценки, выделение основных направлений, дающих главный вклад в решение ключевых проблем.

2. Расширение и детализация перечня проектов (конкретных технологий) по выделенным направлениям.

3. Оценка вклада технологий в решение ключевых проблем и формулировка требований к конкурсу проектов.

4. Разработка форм документов для предоставляемых на конкурс проектов, потенциально реализуемых по схеме господдержки тех­нологий, выходящих на рынок инноваций.

5. Разработка эталонных примеров проектов для рынка.

6. Разработка положения о конкурсе проектов (включая требования, формы документов и процедуры).

7. Доведение информации о конкурсе до потенциальных участников.

8. Проведение конкурса проектов.

9. Разработка рабочей методики экспертизы.

10.Организация экспертных групп и проведение экспертиз.

11.Оценка проектов по результатам расчетов и экспертиз.

12.Отсев бесперспективных проектов и предварительное ран­жирование перспективных с выделением кандидатов на критиче­ски важные технологии.

13. Разработка рабочей методики и документов для формирова­ния:

а) бюджетной заявки;

б) заявки на различные формы господдержки.

14. Предварительные рекомендации по выбору формы господ­держки реализации проектов.

15. Составление сводной бюджетной заявки по ПН и заявок по формам господдержки.

Общая схема процедур первого этапа отрабатывается на пилот-ном направлении ПН и включает три фазы:

1) конкретизация оцениваемых параметров и их связей — выби­рается степень детализации характеристик (информационный раз­рез на дереве параметров) и выделяется максимум измеримых ко­личественных показателей, повышающих объективность оценки критериев;

2) имитационное моделирование последствий отбора — прово­дятся наиболее трудоемкие подготовительные работы: формируют­ся целевые установки (требования) для совокупности проектов тех­нологий; формируется перечень проектов, реализация которых мо­жет способствовать достижению поставленных целей; по каждому проекту технологии проводится имитационное моделирование;

3) анализ последствий выбора проектов — проводится экономи­ческая многокритериальная оценка.

На первом этапе предварительного отбора критически важных технологий предлагается использовать простое правило отсечения проектов с низким уровнем значений оценочных параметров. Причём технологии могут оцениваться на предварительной фазе не по всем параметрам, а только по важнейшим из них, предъявляющим жёсткие требования к уровню выполнения (при невыполнении этих требований предлагаемые технологии далее рассматривать нецелесообразно). Затем учитываются прочие характеристики, требующие, как правило, значительно большей.

I. Отбор по одному критерию (например, экономической эффективности):

1) каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям:

конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период;

затраты средств (общие, включая инвестиции и текущие издер­жки) при производстве программной продукции;

2) определяется степень приоритетности на основе расчетов по­казателей эффективности;

Степень приоритетности = Результат (эффект) / затраты;

3) все проекты (программы) упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности. Набор проектов:

а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритет­ным;

б) первые 20—30% проектов, имеющих эффективность, счита­ются приоритетными.

II. Предварительный отбор по многим критериям (трем—пяти):

1) делается оценка результатов проекта (программы) по каждо­му из критериев;

2) по каждому критерию определяется среднее значение и шка­ла уровня: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий»;

3) уровень качественных показателей оценивается экспертно по той же шкале;

4) проекты, имеющие не менее чем по двум критериям оценку уровня «высокий» или менее чем по трем — «выше среднего» или «высокий», считаются приоритетными.

III. Отбор по нескольким критериям:

1) формируется целевая установка — желаемые значения по каждому из применяемых критериев;

2) каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям:

конечный результат, измеряемый приближением от исходного состояния к целевой установке, которая задает желаемые пропорции между анализируемыми характеристиками (за фиксированный период);

затраты средств (общие, включая инвестиции и текущие издержки);

3) вычисляется значение показателя степени приоритетности в отношения, характеризующего главное назначение НТП — повышение эффективности:

Эффективность (степень приоритетности) =

 Результат (приближение к цели) / Затраты

IV. Все проекты (программы) упорядочиваются (ранжируются) По степени приоритетности. Набор проектов:

а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритет­ным;

б) первые 20—30% проектов, имеющих наибольшую эффектив­ность, считаются приоритетными.

Приоритетные проекты и соответствующие технологии можно назвать критическими, приоритетные программы — важнейшими.

К конкурсу допускаются только проекты с эффективностью выше наилучших имеющихся образцов.

Таким образом, на этапе предварительного отбора формируют­ся три класса проектов (технологий): особо приоритетные (крити­чески важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на последующих этапах процедур.

Внутри каждого класса упорядочение может проводиться по критерию экономической эффективности («затраты — результат», отдача на 1 рубль вложений).

В мировой практике анализ «затраты — результат» является обя­зательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического при­менения этого решающего правила (ранжирование проектов по от­ношению двух чисел «результат/затраты» и выделение требуемых средств в первую очередь на проект с максимальным рангом) его использование обеспечивает выбор такого портфеля проектов, ко­торый дает:

максимально возможную эффективность (значение выбранного параметра эффективности) при заданном ограниченном объеме средств;

минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности.

Эти  свойства сохраняются в случае решения многоуровневой задачи : распределение средств между проектами внутри программы (или ПН) и анализ зависимости «затраты — результат» по каждой программе, а затем распределение ресурсов между программами (или ПН) по признаку получения равного прироста суммарной эффективности на единицу дополнительных вложений. Это правил дает полное решение задачи распределения ресурсов в рассматриваемых механизмах, если выделен один наиболее существенный критерий (например, для проектов, выходящих на рынок в ближайшем пе­риоде, прибыльность, экономическая эффективность или критерии проранжированы (лексикографически, линейно упорядочены).

В общем случае, когда имеется несколько существенных крите­риев, это правило целесообразно использовать для построения за­висимости «затраты — результат» по каждому из показателей эф­фективности и таким образом оценить предельно достижимое и минимально возможное значение каждого из показателей. Затем для получения компромиссного решения, приемлемого по всем су­щественным критериям, используются методы многокритериально­го принятия решений.

Наиболее соответствующими для механизма выделения приори­тетов, на наш взгляд, являются два правила принятия решений: ис­пользующее образ конечной цели (точку идеала) и траекторию ее достижения и использующее схему уступок.

Для реализации описанных выше правил принятия решений с использованием рассматриваемых критериев необходима структу­ризация данных в форме входных, рабочих и выходных документов. На этапе предварительной оценки и выделения критически важных технологий минимально необходимый набор показателей целесооб­разно представлять в виде «карты экспертных и расчетных оценок по проекту». В этом документе приводятся перечень используемых параметров и оценки по ним (шкала уровней «низкий», «ниже сред­него», «средний», «выше среднего», «высокий»). Нижняя строка по­казывает, по скольким параметрам получена данная оценка уровня.

Наличие «низкого» (и, возможно, «ниже среднего») уровня дает основание к отсеву, двух-трех параметров с «высоким» (и, возмож­но, «выше среднего») уровнем — к включению технологий в пере­чень кандидатов на критически важные технологии.

Входные формы для количественной оценки параметров включают две группы минимально необходимых исходных данных, целевым установкам и ограничениям для направления в целом и п каждому проекту технологии.

Для удобства работы приводятся опорные данные по состоянию
на предшествующий период (для формирования целевых установок
на 2001 г. — это 1998 г.) и, кроме того, выделяется неварьируемая
часть (вклад действующего оборудования).  

Показатели носят конкретный характер и отражают специфику отрасли рассматриваемого приоритетного направления. Определение перечня исходных данных, необходимых для оценки выходных показателей и критериев, является для каждого приоритетного на­правления результатом отдельного трудоемкого исследования.

Содержательные исходные данные, необходимые для эксперт­ной оценки качественных характеристик на этапе предварительно­го отбора критически важных технологий, включены в следующие формы:

предварительный бизнес-план проекта для завершающих разра­боток технологий, ориентирующихся на рынок;

краткая характеристика технологий, ориентирующихся на госбюджетное финансирование.

При этом форма предварительного бизнес-плана включает дан­ные, достаточные для получения оценок, требуемых международ­ными методиками для экспорта или иностранного инвестора.

Разработка форм носит итерационный характер: оценка мини­мально необходимых объемов аналитической информации и исход­ных данных, проверка возможностей их получения, корректировка и т.д. Эти формы являются достаточно общими для различных пилотных направлений.

Бизнес-план должен дать возможность инвестору сделать комп­лексную оценку и в первую очередь показать, что:

предлагаемый товар (продукция и/или услуги) является конкурен­тоспособным и на него есть достаточный платежеспособный спрос;

имеются достаточные производственные и ресурсные возмож­ности;

возможна реализация проекта в приемлемые сроки; инвестирование проекта выгодно.

Бизнес-план разрабатывается и корректируется в три этапа: на
первом — предварительный вариант для оценки и отбора проектов
Для дальнейшей проработки; на втором — окончательный вариант
ля выбранных проектов; на третьем осуществляется периодическая корректировка бизнес-плана.

Структура материалов. В окончательном виде обосновывающие материалы состоят из трех документов различной степени детализации: сводные данные по проекту (объемом 0,5—1 стр.); основное назначение - представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой для принятия решений руководства верхнего уровня. Готовится на всех этапах группой экспертов критиков как «выжимка» из краткого бизнес-плана.

На первом этапе разработчиками и экспертами подготавливается (за 2-3 недели) предварительный вариант только краткого бизнес-плана. Основное назначение — предварительная оценка приложений и отбор проектов для дальнейшей проработки с целью ин­вестирования.

На втором и третьем этапах краткий бизнес-план формируется как «выжимка» наиболее существенной информации из полного бизнес-плана.

Полный бизнес-план проекта (до 50 стр.) разрабатывается с привлечением консультантов на втором этапе для проектов, пред­варительно отобранных для инвестирования. Основное назначе­ние — необходимое для окончательного решения комплексное, де­тально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта.

Продолжительность разработки 1—3 месяца (в зависимости от масштаба проекта) бригадой 7—10 человек. Финансирование разра­ботки (и корректировка в процессе реализации проекта) бизнес-плана включается в запрашиваемые инвестиции (от 1 до 5% в зави­симости от масштаба проекта).

Состав полного и краткого бизнес-планов совпадает, но степень их детализации и глубины проработки и достоверности данных раз­личается. Рассмотрим первый этап — разработку предварительного варианта краткого бизнес-плана проекта.

Краткий бизнес-план включает 4—5 страниц текста, а также таб­лицы. Эти необходимые для обоснования инвестиций данные гото­вятся разработчиком. Рекомендации по содержанию разделов пред­варительного обоснования инвестиций (краткого бизнес-плана) приведены в табл. 6.6.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение инновационного проекта и раскройте его содержание.

2. Из каких резервов состоит инновационный проект?

3. По каким основным критериям оцениваются инновационные проекты?

4.Объясните, каким образом определяется степень приоритетности рассматриваемых инновационных проектов, технологий.

5. Расскажите об основных фазах общей схемы формирования и реа­лизации приоритетов направлений НТП и дайте к ним соответству­ющие комментарии.

6. Назовите содержание исходных данных, необходимых для эксперт­ной оценки инновационного проекта.

7. В чем особенности методики оценки эффективности инновационных проектов?

8. Назовите основные методы и показатели, используемые для выбора варианта инновационного проекта.

9. Перечислите типы разработок приоритетных направлений в зави­симости от фаз их жизненного цикла и охарактеризуйте их.

10. Назовите содержание исходных данных, необходимых для эксперт­ной оценки критически важных технологий, и охарактеризуйте их.

11. Каков механизм реализации проектов?


СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ ДИСКОНТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УПРАВЛЕНИЕ ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Программа «Антикоррупция» 

{LTS}

Партнеры сайта
 
Реклама:

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Новости:


Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...