Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предполагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, влияющие на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов.
При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В табл. 6.2 приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.
Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления (показатели конечного результата), — это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и
энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.
В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.
Для получения полной оценки инновационного проекта экспертами необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.
Выходные количественные показатели первой группы связаны с входными показателями проектов по-разному. Например, затраты являются простой суммой затрат по отдельным проектам. Остальные характеристики (1 —4) оцениваются сложно как результат выбора «смеси» технологий, решающих ключевые проблемы.
Все три стратегии предполагают соответствующую поддержку государства, создание как внешних, так и внутренних условия. К внешним условиям можно отнести меры государственного регулирования (налоги, пошлины, тарифы), направленные на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение конкурента способности.
К внутренним условиям следует отнести реструктуризацию и реформирование существующих инновационных предприятий и организаций с целью повышения эффективности менеджмента. В результате восстанавливается платежеспособность инновационных предприятий, создается потенциал роста их стоимости, инвестиционной привлекательности.
В составе внешних условий особое место занимают федеральные программы (в том числе для инновационных предприятий), а также гранты, безвозмездные субсидии для научных организаций.
Планы НИОКР, предусмотренные в программе развития инновационной деятельности, должны являться основой для формирования в рамках других федеральных программ мероприятий и проектов по освоению новых видов продукции, технологий, материалов, прогрессивных методов управления, созданию новых и перевооружению действующих производств.
Реализация программы позволит частично восстановить потери интеллектуального потенциала России, обеспечить равноправное участие в международном разделении труда, дальнейшее развитие научно-технического процесса и материального производства в России. В этой связи необходимы:
переход к принятым в мире принципу и технологии управления по результатам (с четкой постановкой целей, выделением контролируемых измеряемых критериев их достижения, оценкой влияния на результаты последствий всех принимаемых решений и т.д.), начиная с введения отсутствующих пока обязательных форм документов, дающих возможность оценить и проконтролировать результаты направлений, программ и проектов (вплоть до вклада в решении социально-экономических проблем);
переход к активной политике (не ограничиваться принцип» «дайте ваши предложения», а активно «сверху» формулировать проблемы и требования к результатам и влиять на формирование приложений к программам и проектам);
утверждение «правил игры» (подбором ориентированных на конечные результаты критериев, правил принятия решений, механизмов), максимизирующих объективность оценок;
планирование распределения финансовых (бюджетных) ресурсов между направлениями, программами и проектами на базе приоритетов и анализа эффективности затрат;
использование различных форм государственной поддержки НТП;
контроль результатов проектов, программ и затрат по ним с корректировкой приоритетов и механизмов (при необходимости);
поэтапное создание целостной, сквозной системы и комплекса алгоритмов формирования и реализации государственной научно-технической политики.
Для реализации этих и других требований необходимо создать сквозную, согласованную по всем уровням и временным этапам методику, представляющую собой конкретные конструктивно реализуемые правила принятия решений на основе определенной аналитической и исходной информации. Основой этого согласования должна быть ориентация на конечные результаты и соответствующие процедуры, оценки влияния на конечные результаты тех или иных вариантов решений.
В то же время конкретные рабочие методики будут различны для разных уровней (структурная программа, включающая научно-технические проекты, приоритетное направление НТП, целевая научно-техническая программа, проект в составе программы и т.д.). Методы отбора и реализации приоритетов также различаются для разработок, находящихся на разных фазах жизненного цикла. Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ.
А. Проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инноваций и продвижение их на рынок, создание благоприятного инвестиционного климата. В основном используются косвенные методы управления (через предоставление льгот и т.п.). Прямые методы и бюджетные ассигнования используются через федеральные и межгосударственные программы решения важнейших проблем развития.
Приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стратегиях, являются основой государственной, научно-технических программ, Направленных на решение среднесрочных (3—7 лет) ключевых проблем.
Основой соответствующих процедур являются прямые методы управления базирующиеся на программно-целевом подходе с выделением ключевых проблем и критических технологий, проведением конкурсов и заключением государственных контрактов.
В. Фундаментальные и поисковые долгосрочные (7—15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является базов финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий для включения в тип Б.).
Приоритетным типом разработок, требующим прямой государственной поддержки, является тип Б. Главным принципом отбора научных достижений в качестве приоритетов НТП должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей.
|